В популярной литературе о Великой Отечественной войне слишком часто можно встреть мнение о том, что Победа далась нашему народу лишь в результате того, что немцев «заваливали трупами», и что огромные потери РККА в ходе всех боевых операций были несопоставимы с потерями вермахта. Это верно лишь отчасти, и для первого периода войны. Как только Красная Армия перешла в решительное наступление, командованием наших войск был проведен ряд блестящих операций, боевые потери в которых были в разы меньше, чем у немцев. Речь идет о таких масштабных операциях, как Висло-Одерская, Яссо-Кишиневская, «Багратион», штурм Кенигсберга и других. И почетное место в этом ряду занимает, безусловно, Белградская наступательная операция, в ходе которой потери немцев составили 45 тысяч человек, а безвозвратные потери РККА – 4 350 человек.
Что предшествовало началу операции
К тому моменту, когда в сентябре 1944 года войска 2-го и 3-го Украинских фронтов вышли к границе Югославии, это балканское государство представляло собой весьма пеструю картину противоборствующих сил и национальных движений.
Начать следует с того, что правительство Югославии во главе с молоденьким королем Петром II еще в начале войны бежало. Югославия, как таковая перестала существовать, страна была раздергана между Италией (она заняла Далмацию), Болгарией (Македония), Албанией (Косово) и Венгрией (Воеводина). К Германии Гитлер присоединил Словению. На оставшейся части Югославии были созданы прогитлеровские государства. Но к правительству в изгнании и оккупантам следует добавить еще одну силу, и притом, очень мощную – югославских партизан под руководством Иосифа Броз Тито. Они контролировали почти две трети нынешней Сербии, и проводили серьезные войсковые операции.
Красной армии в Югославии противостояли силы вермахта – около 200 тысяч бойцов на подступах к Белграду, а также 270 тысяч человек из разнообразных коллаборационистских и националистических подразделений, таких, как сербские четники, хорватские усташи, Русский белогвардейский охранный корпус, мусульманская милиция и т.д. Всего же на территории Югославии находилось до 600 тысяч солдат вермахта.
21 сентября в Москву в режиме величайшей секретности прилетел Тито. В ходе встреч со Сталиным, которые прошли хоть и напряженно, но вполне плодотворно, два лидера договорились о том, как будут совместно действовать РККА и НОАЮ (Народная освободительная армия Югославии)
В начале осени 1944 года в Болгарии произошло восстание, и профашистский режим был свергнут. Болгария объявила войну Германии, у СССР появился еще один союзник.
Как проходила операция
Цели Белградской наступательной операции были сформулированы следующим образом: войска РККА и НОАЮ атакуют немцев на белградском направлении, одновременно с этим болгары и югославские партизаны наступают в направлении Ниша и Скопье. Таким образом от врага должна была быть освобождена вся Сербия, включая Белград.
Достигнуть этого предполагалось в результате согласованности действий и быстроты наступления.
Операция началась 28 сентября. С советской стороны в ней участвовала 46-я армия 2-го Украинского фронта и 57-я армия 3-го Украинского фронта, с воздуха их поддерживали 5-я и 17-я воздушные армии, на воде – Дунайская военная флотилия. Командовал советскими войсками в ходе этой операции маршал Ф.И. Толбухин. С югославской стороны в операции участвовали – 1-я армейская группа, 13-й и 14-й армейские корпуса и пять македонских дивизий, подчиненных штабу НОАЮ. С болгарской стороны на Белград рвались 1-я, 2-я и 4-я армии.
В результате 20 октября 1944 года Белград был освобожден от немцев.
Была полностью разгромлена группа армий вермахта «Сербия», немцы утратили контроль над важнейшими транспортными коммуникациями, а вместе с тем – безопасные пути отступления. Бежать из Югославии им пришлось через горные районы, где их уже поджидали партизаны. Советским войскам была открыта дорога на Будапешт.
За счет чего был достигнут успех
Столь успешное завершение операции при таких относительно небольших потерях было достигнуто в результате целой совокупности причин.
Прежде всего, к 1944 году РККА имела огромный опыт боевых действий, в том числе, и уличных боев. Это очень пригодилось в Белграде, где красноармейцы вспомнили навыки, наработанные во время Сталинградской битвы, когда приходилось сражаться за каждый дом и каждый квартал. Вся Белградская наступательная операция была блестяще продумана, и подготовлена мощными артиллерийскими обстрелами и авиационными налетами.
Другой, не менее важной причиной успеха, был тот факт, что едва ли не впервые за всю войну РККА воевала бок о бок с союзниками – дружественными армиями Болгарии и югославских партизан. Сейчас иногда спорят о том, кто же внес решающий вклад в освобождение Белграда, советские войска или НОАЮ, но очевидно, что ни партизанам было не под силу справиться в одиночку, ни РККА не удалось бы так быстро и эффективно завершить штурм сербской столицы.
Не следует также забывать о том, что к концу войны боевой дух в гитлеровских войсках был уже не тот, что вначале. Немцы отступали, были теснимы со всех сторон, и, несмотря на все усилия пропагандистской машины Рейха, не могли не осознавать, что война ими проиграна.
Говоря об огромных потерях КА в начальном периоде войны, следует обратить внимание на версию Марка Солонина, в основе которой лежит утверждение, что солдаты и офицеры КА НЕ ЖЕЛАЛИ защищать колхозно-лагерный режим «товарища» Сталина и просто разбегались. Как мне представляется, на фоне общего бардака в организации боевых действий, неразберихи, бестолковщины и негативного воздействия стратегических ошибок, допущенных Сталиным и его приближёнными в предвоенное время, действительно, нежелание воевать, как причина разгрома кадровой КА, верна.