25/06/25
ФОТО: Х/ф «Война и мир» 1967 г.

Отечественная война 1812 года: главные ошибки русского командования

Вторжение французов на территорию Российской империи не было для русских неожиданностью. Но даже это не помешало командованию хорошо подготовиться и некоторых ошибок избежать.

Вместе мы – сила!

Одна из главных ошибок – раздробленность русской армии на три неравные части у западных границ. Примерно 100 тысяч человек под командованием Михаила Барклая-де-Толли находились в Литве, 40 тысяч под командованием Петра Багратиона – в Белоруссии, а ещё 40 тысяч под командованием Александра Тормасова – на Волыни. Нельзя было не знать, что разделение сил противника является излюбленным приёмом Наполеона, но данная информация оказалась проигнорирована. Позже всё-таки удалось соединить две армии. Произошло же это уже в ходе отступления.

Александр I, бывший верховным главнокомандующим, принял план, предложенный ему прусским военным советником генералом Карлом Пфулем. Как раз его «изюминка» и заключалась в разделении армий. 1-я армия должна была находиться в укрытии, в это время 2-я армия – наступать на Наполеона с фланга. Далее Пфуль планировал частью армии Барклая воспрепятствовать переправе французов через Двину. Позже стало очевидно – поставленные задачи было бы лучше решать вместе, а не частями. Но Александр I, не очень сведущий в военном деле, одобрил первоначальный вариант.

Обманный манёвр

Под Бородино русская армия оказалась уже ослаблена сильнее французской. Несмотря на это, захватчикам не удалось добиться желаемого результата. Но русские в ходе однодневного противостояния потеряли не только более 45 тысяч солдат и офицеров. Сражение нанесло им моральный урон, так как считалось, что сразу за Бородинской битвой неминуемо последует сдача Москвы. Доверие к общему руководству войной стало минимальным.

Оставление Москвы следовало бы преподнести как отступательный манёвр, за которым непременно последует атака на противника. Сделано это не было.

Шанс уйти

Вскоре инициативу в свои руки взял лично император. Уже когда началось отступление армии Наполеона, Александр I задумал взять её в «клещи». Тогда окружённому со всех сторон Наполеону не оставалось бы ничего другого, как сдаться. Идея с самого начала была авантюрной, но, по признанию почти всех историков, едва не осуществилась. Просто медлил Михаил Кутузов...

Он, кстати, делал это сознательно. Военачальник хотел дать возможность французской армии отступить. В противном случае французы, не желая, чтобы их полководец оказался в плену, могли бы оказать ожесточённое сопротивление. Михаил Илларионович был уверен, что намного важнее быстрее и с наименьшими потерями выгнать Наполеона из страны. В результате русским солдатам потом пришлось ещё в течение двух лет воевать в Европе против ускользнувшего французского командира.