Общины русских староверов разбросаны по всему миру – их можно встретить на любом континенте. Например, в XX веке эмигранты-старообрядцы обосновались в Бразилии, где основали поселение.
Из Китая в Бразилию
После революции многие старообрядческие семьи уехали в Китай. Но вскоре государство взяло курс на сотрудничество с Советским Союзом и староверам стало понятно – то, от чего они убегали, возрождается.
Староверы обратились во Всемирный совет Церквей с просьбой посодействовать в переселении в Латинскую Америку. Правда, сделать оказалось непросто. Ситуация осложнялась тем, что разделяться они ни в какую не хотели. Общину можно было перевезти только целиком и поселить в одном месте. Таким образом, процесс переселения в Аргентину, Австралию, Новую Зеландию и Бразилию растянулся на 13 лет, за которые из Поднебесной вывезли около 1500 старообрядцев.
Большая часть переселенцев оказалась в Бразилии, так как эта страна первой подтвердила визы. Общину поселили на фазенде Сан-Сильвестри посреди гор и леса, а поэтому про привычное земледелие пришлось забыть. Но куратор беженцев со стороны Всемирного совета Церквей Андрей Муравьев-Апостол сумел добиться выделения в штате Парана 6000 акров земли.
Кроме того, каждая семья получила «на обустройство» несколько кур, корову и свинью, а вот дома они строили уже своими силами. К 1959 году староверы распахали поля под фасоль, овощи, гречиху, рис, основали пасеку. Колония стала приносить доход в рекордные сроки – примерно через три года.
Как дома
В настоящее время старообрядцы предпочитают жить в соответствии с традициями предков. Они носят рубахи и сарафаны, имеют старые русские имена – Ефросинья, Кузьма, Капитолина, Марфа, Фетиса, Евлампия. Но не чураются староверы и прогресса. Переселенцы охотно закупают технику, ездят на автомобилях.
Не забывают они и про свои корни. Несмотря на то, что дети обучаются в государственных школах и свободно говорят на португальском, в расписании обязательно отводится время на изучение русского и церковно-славянского языков.
Староверы с трепетом относятся к сохранению обычаев предков, но при этом не ведут закрытый образ жизни. Они охотно взаимодействуют с бразильцами, а некоторые семьи планируют возвращение на историческую родину.