Георгий Константинович Жуков известен не только как Маршал Победы, но и как человек, разобравшийся с одесским криминалитетом. А ведь в послевоенные годы местные бандиты были похлеще итальянской мафии. Разруха и голод в стране, огромное количество неучтенного оружия, явный недостаток мужского населения – все способствовало ухудшению криминогенной обстановки. И эту проблему надо было как-то решать.
Из Главкомов в бандитскую Одессу
Как пишет Иван Степанович Конев в своих «Записках командующего фронтом», неприятности для Жукова начались со сфабрикованного «авиационного дела». И если трофеи, которые Жуков «в значительных количествах» вывозил из Германии, простить еще можно было, то с обвинением от лица Сталина: «Присваивал себе разработку операций, к которым не имел никакого отношения» уже ничего нельзя было поделать. В итоге Главком сухопутных сил был снят с должности, исключен из партии и назначен командующим войсками Одесского округа.
О том, кто в городе настоящий хозяин, Жукову продемонстрировали в первый же день. Его трофейный Mercedes-Benz был похищен, но позже возвращен с запиской и извинениями – мол, дело вышло по ошибке. Но не таков был маршал, чтобы прощать и забывать подобные выходки. Несмотря на столичную опалу, авторитет Жукова был достаточно силен. К нему нередко обращались за советом, а его приказы (или точнее – пожелания) охотно выполняли даже те, кто официально маршалу не подчинялся. Неудивительно, что сразу же после прибытия Жукова в Одессу, к нему сразу же обратилось местное руководство МВД с просьбой о содействии в борьбе с бандитизмом.
Миф о бандитской Одессе
Начнем с развенчания главного мифа – об особо криминогенном статусе Одессы. По информации из архивов, что сумел добыть Максим Файтельберг, работавший над документальным фильмом о маршале Жукове, за 1946 год по всей стране было зарегистрировано более полумиллиона преступлений. В общей статистике Одесса никак не выделялась.
Примерно также дела обстояли и в столице, и в провинциальном Курске, а в Ростове-на-Дону и того хуже. Источником мифа послужил сам факт приезда в город Маршала Победы. о реальных причинах его опалы знали немного, а говорили и того меньше. Простой же народ считал, что раз прислали самого Жукова, значит дело стоит на личном контроле Сталина или Берии, как минимум.
Операция «Маскарад»
Сама операция «Маскарад» (или в других источниках – «Карнавал»), которую якобы разработал и воплотил в жизнь сам Жуков, тоже очень похожа на миф. В официальных документах она не упоминается, и маршал ничего не говорит о ней в своих воспоминаниях. Едва ли не все, что нам известно, это воспоминания генерала МВД СССР Зазулина, который рассказывал, что в последние годы жизни в беседах Георгий Константинович не раз упоминал, что именно по его приказу переодетые в штатское военные офицеры ликвидировали бандитских главарей прямо на улицах Одессы.
Но, например, полковник одесской милиции Исай Бондарев, в те годы работавший в одном из самых криминогенных районов города, не вспоминал ни о каких массовых убийствах. А ведь ему наверняка пришлось бы столкнуться с ними – десятки трупов скрыть так просто не удастся. Так что и сама операция «Маскарад», и участие в ней Жукова вызывает множество вопросов и сомнений. Хотя отрицать, что если не напрямую, то косвенно Маршал Победы помог справиться с одесским бандитизмом нельзя.
Авторитетом и добрым словом
Все же некоторые особенности одесский послевоенный бандитизм имел. Как рассказывает Виктор Савченко в книге «Одесса масонская», немалая часть преступлений приходилась здесь на долю военнослужащих. Вчерашние фронтовики – в большинстве своем довольно молодые и азартные – чувствовали себя победителями, которым страна в лице простого народа должна. И чтобы получить «свое» они готовы были на многое – благо оружие и умение убивать у них имелось.
Как считает военный историк Николай Барбашин, именно авторитет и крутой нрав Жукова способствовали тому, что дисциплина в округе была очень быстро восстановлена. Свои результаты дало и привлечение военнослужащих к патрулированию улиц города вместе с милиционерами. Сказался и хороший урожай 1947 года, что положительно отразилось на уровне жизни в стране. А «Маскарад» уж слишком похож на послевоенный миф, зарождению и распространению которого сам Жуков решил не мешать...