Как известно, на оккупированных территориях СССР немцы в годы Великой Отечественной войны проводили политику привлечения на свою сторону представителей коренных народов и создания так называемых «восточных легионов». В создании одного из таких формирований – калмыцкого кавалерийского корпуса – активно участвовал «истинный ариец». Это был немец по национальности, начинавший свою карьеру как офицер российской армии, Отто Рудольфович Верба.
Отто Верба, он же Доктор Долль
Информации о ранних годах жизни этого человека в открытых источниках не так уж много. Известно, что он был уроженцем Праги, однако, до самого 1917 года жил на территории Российской империи, в Элисте. Начинал свой боевой путь, как кавалерийский офицер, воевал в годы Первой мировой войны в составе русской армии. В годы Гражданской войны служил в Украинской Галицкой армии, а затем и под командованием Петлюры. Когда Белое движение было окончательно разгромлено, перебрался в Чехословакию. А к 1941 году он стал бойцом спецподразделения «Абвергруппы-103».
В задачи этой группы входила разведывательная деятельность и подрывная антисоветская работа на оккупированных территориях. Оперативными псевдонимами Отто Рудольфовича в этот период были – «доктор Долль», «Отмар Вербе».
Неудивительно, что человека, жившего в России, в Калмыкии, и знавшего специфику этого национального региона, привлекли к работе с коренным населением.
Калмыцкий кавалерийский корпус
К августу 1942 года немцы оккупировали большую часть Калмыкии, в том числе, и город Элисту. Это был крайне важный регион, поскольку именно через калмыцкие степи шла дорога, по которой снабжался Сталинградский фронт. Из Астрахани на Волгу перебрасывали нефть, а также военную технику, которая по ленд-лизу поступала в СССР через Иран. Немцы рвались к Астрахани. В оккупированной Элисте и близлежащих улусах шло активное формирование калмыцких кавалерийских эскадронов.
В их состав вошли не только представители коренного населения, но и бывшие красноармейцы из числа военнопленных других национальностей, в основном, русские и украинцы. Все эти люди перешли на службу немцам добровольно и неплохо зарекомендовали себя в бою. Их снабдили советским трофейным оружием и даже элементами немецкой формы – касками и ремнями. Однако, по большей части до самого окончания войны калмыцкие эскадроны носили советскую форму, с которой были сняты погоны и другие знаки различия, и даже элементы национального костюма – халаты, шапки и т.п. Знаком принадлежности к калмыцкому кавалерийскому эскадрону служила нарукавная повязка желтого цвета.
Легкость, с которой некоторая часть калмыков перешла на службу Рейху, объясняется рядом причин. Прежде всего, калмыки были недовольны политикой раскулачивания, а также запретом на проведение религиозных обрядов и закрытием монастырей. Немцы же, напротив, в оккупированных калмыцких улусах разрешали открытие монастырей и дацанов, лояльно относились к буддийскому духовенству и т.д. Кроме того, свастика, которую нацисты избрали своим символом, издавна известна и в буддизме.
Отто Верба, который курировал создание Калмыцкого корпуса, быстро приобрел огромную популярность в Элисте и окрестных улусах. Он встречался и разговаривал с местными жителями, решал многие вопросы, с которыми к нему обращались, помогал открывать храмы, выказывая при этом хорошее знание местной специфики.
Таким образом, к ноябрю 1942 года было сформировано уже четыре калмыцких эскадрона. Они составляли «Калмыцкое соединение доктора Долля» (Kalmüken Verband Dr. DolI) и подчинялись штабу «Абвергруппы-103». Эскадроны занимались охраной стратегических объектов и разведкой, а также принимали участие и в боевых действиях против Красной Армии.
В разные периоды войны Калмыцкое соединение насчитывало от 3 до 5 тысяч бойцов и до 5 тысяч лошадей. На вооружении было несколько минометов, станковые и ручные пулеметы (всего 30 единиц), автоматы – по большей части советские трофейные, а также винтовки. Автопарк насчитывал до десятка автомобилей, как грузовых, так и легковых.
Стоит отметить, что на сторону нацистов переметнулась ничтожная часть калмыцкого народа – не более 4%.
Боевой путь Соединения доктора Долля
20 ноября 1942 года началось наступление Красной Армии в районе Сталинградского фронта. Немцы отступили из Калмыкии. Однако, это отступление считалось временным, и один их эскадронов был даже оставлен в Калмыкии для ведения партизанской деятельности в тылу советских войск. Остальная часть Соединения доктора Долля ушла вместе с армией вермахта.
Калмыцкие эскадроны воевали на Украине, в Польше. В 1944 году на территории Польши имел место такой эпизод: во время боя с партизанами из Армии Людовой, бойцы калмыцкого полуэскадрона приняли решение перейти на сторону партизан. Они перебили немецких офицеров и присоединились к полякам. После этого немецкое командование вывело из участия в операции все национальные части. Завершило свое существование Калмыцкое соединение доктора Долля в Хорватии. Здесь, в начале 1945 года, бойцы калмыцких эскадронов, уже без лошадей, которые были утрачены в боевых действиях, вошли в состав коллаборационистского военного соединения – 15-го казачьего кавалерийского корпуса СС.
Когда война кончилась, большая часть подразделения оказалась на территории, оккупированной войсками США. В соответствии с решениями Ялтинской конференции бойцы были выданы советской стороне. Некоторым, впрочем, удалось уехать в США. Сам Отто Вербе пропал без вести еще во время операции против Армии Людовой в 1944 году. Иногда можно найти указания на то, что его видели уже после войны в Чехословакии.