20/07/25

Оживление умерших: шокирующий обычай племени сибиряков

На берегах Енисея во II веке до н.э. жило племя, представители которого верили – умершего человека можно оживить. Данный шокирующий обычай просуществовал около тысячи лет. Известно же о нём стало благодаря раскопкам «татарских курганов» ещё в 1882 году. Тогда у села Береш было найдено 60 странных «манекенов», представляющие собой аккуратно собранные человеческие скелеты, обёрнутые сверху пучками травы и обшитые кожей.

Всех разом

Очередная страшная находка археологами была сделана уже в прошлом столетии. Удалось установить, что скелеты принадлежат таштыкам (II век до н.э. – V век н.э.) и тагарам (тагарцам), которые жили в Минусинской котловине с X века до н.э. до III века до н.э.

Позже в кургане у села Белый Яр, чуть южнее Абакана, обнаружили ещё больше двухсот древних «манекенов» – скелетов людей, обёрнутый травой с ног до головы и обшитых берестой. Патологоанатомы провели множество экспертиз, результаты которых позволили констатировать – в Белом Яре похоронены не мумии, а скелетированные трупы с сохранившимися сухожилиями.

Этнографы предположили, что умерших родственников народы Енисея не предавали земле, а хранили каким-то образом в течение 5–10 лет. Потом же они хоронили все трупы разом. Объяснить такой обычай можно элементарной прагматичностью – строить курганы было дорого и требовало труда.

Отложенная смерть

Археолог из Санкт-Петербурга Эльга Вадецкая (Институт истории материальной культуры РАН) считает, что захоронения имели связь с верованиями местных народов. Таким странным способом они продлевали мёртвым жизнь.

По мнению исследователя, сначала умершего человека неглубоко захоранивали в землю, а дома его считали как бы уехавшим. Через пять лет покойника изымали из могилы и «оживляли» – кости скрепляли прутиками, обёртывали их пучками травы, трепанировали череп для удаления мозга, на лицо накладывали слои глины или травы, делали глаза и одевали в одежду. Некоторое время с мертвецом даже общались, но в итоге наступало время признать – родственник умер. После этого ему замазывали глиной глаза и рот, а сверху лицо покрывали маской из гипса. В таком состоянии покойника хранили ещё 5 лет – до наступления очередных массовых похорон.

В некоторых случаях умерших «оживляли сразу», умащая тела бальзамирующими смолами, удаляя внутренние органы и покрывая лица пропитанной бальзамами тканью – для сохранности. Учёные считают, что древние ритуалы оживления мертвецов существуют до сих пор у северных народов. Так, нивхи после смерти родственника обязательно делают деревянную фигурку, в которую помещают часть покойника – кость или волосы.