27 сентября 1940 года был подписан Тройственный (Берлинский) пакт, оформивший союз между Японией, Германией и Италией. А в ноябре того же года германскую столицу посетил министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов. Ему Гитлер предложил присоединиться к союзу, заключив "Пакт четырех держав" и пообещав геополитический прорыв на юг, к незамерзающим портам Индийского океана.
Заманчивое предложение
Немцы, готовящие документ, заранее распределили «жизненное пространство» между державами, которые приняли участие в его подписании. Так, Япония должна была двигаться в сторону южных островов Тихого океана, Германия и Италия – в Африку. Советскому Союзу в случае присоединения к Тройственному пакту по формуле «3+1» должны были достаться Иран, Афганистан и Британская Индия, в которых, якобы, нацистский режим не был заинтересован.
Предложение оказалось заманчивым, ведь об Индийском океане мечтали, например, Пётр I, Павел I и Николай II. Но Иоахим фон Риббентроп, который и озвучил такой вариант будущего мироустройства, конкретного ответа от Молотова не получил, сославшись на необходимость проконсультироваться с Иосифом Сталиным.
Двойная игра
Глава советского государства не повёлся на рассказы о «молочных реках и кисельных берегах». Он понял, что Гитлер хотел «втянуть Россию в великую комбинацию против Англии», отдавая на откуп Персидский залив и Индию.
Конечно, в Москве не питали никаких симпатий и к Британии, но осознавали – для захвата таких огромных территорий нужны значительные силы, а потом и денежные ресурсы – на повышение уровня жизни в слаборазвитых странах. Не вызывал доверия и сам Гитлер. Сталин не исключал того, что после начала похода в южном направлении немецкий лидер начнёт «операцию на восток».
Но даже отказ от захвата Азии не позволил избежать начала военного конфликта. «Яблоком раздора» стала юго-восточная Европа, о которой ничего не говорилось в секретном протоколе к пакту Молотова-Риббентропа. Войти в «Пакт четырёх держав» СССР согласился на условиях военного присутствия в Турции и ряде уступок в Болгарии и Румынии.
Но и на юг советской власти перед началом Великой Отечественной войны удалось продвинуться. При поддержке британцев СССР в начале осени 1941 года оккупировал Иран, свергнув недружественного шаха Резу Пехлеви.