В 1951 году в Свердловске произошла любопытная встреча. На партийном мероприятии встретились опальный на тот момент маршал Георгий Константинович Жуков и один из участников убийства царской семьи Петр Ермаков. Оба они советской историографией подавались как герои, однако встреча "живых советских легенд" оказалась весьма конфузной.
Жуков и Ермаков
По окончании Великой Отечественной войны маршал Победы возглавил сначала Группу советских войск на территории Германии, а после был назначен главнокомандующим Сухопутных войск СССР. Но уже летом 1946 против Жукова было начато «трофейное дело», что привело к его смещению с занимаемой должности и понижению до командующего Одесским военным округом. Поводом к началу расследования стала записка от 23.08.1946 года Николая Булганина на имя Иосифа Сталина: «В Ягодинской таможне (вблизи г. Ковеля) задержано 7 вагонов, в которых находилось 85 ящиков с мебелью. При проверке документации выяснилось, что мебель принадлежит маршалу Жукову».
Спустя 2 года маршал был назначен командовать Уральским военным округом. Так Жуков оказался в Свердловске. Проходя службу на Урале, Георгий Константинович активно изучал историю города, и однажды даже посетил Ипатьевский дом, где была расстреляна царская семья. Жуков прекрасно знал, что в Свердловске тогда проживал один из участников этого убийства Петр Ермаков, которого многие местные жители воспринимали как героя. Да и сам Ермаков напоминал о своей «заслуге» при каждом удобном случае.
Ермаков считался «старым большевиком», так как в РСДРП он вступил задолго до революции – в 1906 году. В дореволюционные годы он, по некоторым данным, участвовал в экспроприациях, был членом Екатеринбургского городского комитета РСДРП. В мае 1918 года Ермаков был назначен районным военкомом в Екатеринбурге, получив под свое командование 20 красноармейцев. За день до расстрела царской семьи, 16 июля 1918 года Ермакова избрали ответственным за тайное захоронение тел представителей Дома Романовых, так как он хорошо знал город и близлежащие территории. 17 июля 1918 года он участвовал в убийстве царской семьи и дальнейшем захоронении тел. Подтверждением тому служат слова другого участника тех событий Александра Стрекотина: «Тов. Ермаков, видя, что я держу в руках винтовку со штыком, предложил мне доколоть оставшихся в живых. Я отказался, тогда он взял у меня из рук винтовку и начал их докалывать. Это был самый ужасный момент их смерти».
После убийства царской семьи Ермаков воевал на фронтах Гражданской войны, а после служил в милиции и НКВД. В 1934 году он вышел на пенсию.
Встреча
Ермаков в последние годы купался в лучах своего «славного» прошлого. В родном Свердловске он считался героем. Его регулярно приглашали на различные мероприятия, организованные партийной верхушкой города. Так произошло и в 1951 году, когда на мероприятии присутствовал и маршал Жуков. Ермаков, увидев маршала Победы, подошел к нему и, представившись, протянул руку. Убийца царской семьи был уверен, что Жуков начнет его расспрашивать о «подвиге» прошлых лет. Но реакция маршала была совершенно иной. Профессор Андрей Сперанский в своей книге «Маршал Г.К. Жуков в исторических оценках, документах и воспоминаниях» описывает это следующим образом: «Георгий Константинович брезгливо отдернул свою руку и сказал, по-жуковски твердо выговаривая слова: «Палачам руки не подаю». В этой непростой ситуации Ермакову ничего не оставалось, кроме как отойти от маршала.
Через год после тех событий Ермаков скончался от рака. В 1960-х годах одну из улиц решили переименовать в его честь, но с распадом СССР ей было возвращено дореволюционное название – Ключевская.