28/03/24

Палачи Зои Космодемьянской: что сними стало

30 сентября 1941года началась битва за Москву, которая стала одним из самых кровавых эпизодов Великой Отечественной войны. Ситуация была, мягко говоря, непростой. Тогда Иосиф Сталин решил использовать в интересах страны погодные условия. Ожидалась суровая зима, а немцы были одеты в летнее обмундирование, так как Гитлер не рассчитывал на продолжительную военную кампанию.

Отважная комсомолка

Согласно плану, в тыл к гитлеровцам требовалось заслать диверсионные группы, которые бы смогли сжечь деревни, оставив тем самым захватчиков без крыши над головой в лютый мороз. В одну из таких групп входила Зоя Космодемьянская.
На тот момент девушка вместе с матерью и братом жила на окраине Москвы, куда они вернулись из сибирской ссылки. Советская власть сделала Зое и её родным много плохого. Так, отец Анатолий активно выступал против коллективизации и скончался в 1933 году после операции, а деда-священника убили большевики в 1918 году под Тамбовом. Несмотря на это, идейная Зоя не могла остаться в стороне от происходящих событий. Она записалась в разведывательно-диверсионную часть.

После короткой подготовки последовало первое серьёзное задание – сжечь деревни Анашкино, Петрищево, Ильятино, Пушкино, Бугайлово. К сожалению, осуществить задуманное всем составом двух диверсионных групп не удалось. В живых остались только Борис Крайнов, Зоя Космодемьянская и неприметный Василий Клубков, который до войны работал сортировщиком на почте.

Последнее задание

Впрочем, отступать выжившие и не планировали, решив начать осуществление задуманного с деревни Петрищево. С заданием не справился лишь Клубков.
Зою сдал староста деревни – лесоруб Семён Свиридов. Схватили вскоре и бывшего почтового сортировщика. Кстати, именно он рассказал о пленнице всё, что знал.

Девушку раздели и начали пытать, но Зоя продолжала молчать. В издевательствах над девушкой принимали участие две местных жительницы: Смирнова и Солина (им принадлежали дома, в которых квартировались гитлеровцы). Когда стало понятно, что никакой информации от Космодемьянской получить не удастся, её казнили. После этого тело советской гражданки ещё месяц бултыхалось в петле, наводя ужас на сельчан.

В апреле 1942 года военный трибунал приговорил к расстрелу Клубкова, который оказался завербованным фашистами агентом, а также Смирнову и Солину. В ходе ожесточённых боёв были убиты фотограф, снимающий казнь Зои на плёнку, и подполковник Рюдерер, командующий полком, который в 1941 году стоял в Петрищево.