«Панцеркнакке»: какое оружие разработали ученые Гитлера специально для ликвидации Сталина

По данным отечественных и зарубежных историков, опиравшихся в своих исследованиях на рассекреченные документы 40-х годов ХХ века, покушение на Иосифа Сталина, готовившееся в нацистской Германии, было одним из ключевых эпизодов масштабного совместного предприятия абвера и СД «Цепеллин». Этот разведывательно-диверсионный орган создавался в 1942 году специально для организации и проведения массовой заброски гитлеровской агентуры через линию фронта.

Стреляющая ручка, мина-присоска…

В одной из своих книг кандидат исторических наук Лев Безыменский приводит данные о том, что гитлеровская разведслужба с помощью абверкоманд активно занималась вербовкой военнопленных РККА и жителей оккупированных территорий СССР с целью их последующей заброски в советский тыл либо посредством перехода через линию фронта, либо десантированием с самолетов. Весной 1942 года в службе безопасности рейхсфюрера (СД) был создан спецорган «Цепеллин», сотрудникам которого предписывалось заниматься на территории Советского Союза политической разведкой, организацией и проведением диверсий и терактов, а также создавать и координировать на советской территории сепаратистские национальные движения.

Самой важной задачей, имевшей далеко идущие последствия, представлялось покушение на главу советского государства – Иосифа Сталина. По воспоминаниям экс-начальника внешней разведки службы безопасности Вальтера Шелленберга, успевшего после войны написать мемуары, он неоднократно с Гитлером, Гиммлером и Риббентропом обсуждал возможные варианты устранения Сталина. Риббентроп в 1944 году даже предлагал свои услуги в покушении на советского главу – якобы это могло бы произойти, если бы Сталина хитростью удалось завлечь на переговоры, в ходе которых Риббентроп попытается застрелить визави из револьвера, замаскированного под самопишущую ручку.

Затем рассматривался вариант укрепления на автомобиле Сталина радиоуправляемой мины-присоски, сигнал на которую можно было посылать с 7-километрового расстояния.

И вроде бы этот план даже начали реализовывать – в мемуарах Шелленберга говорится, что в советский тыл в 1944 году забросили двух бывших военнопленных офицеров РККА, завербованных СД. Якобы один из агентов лично знал монтера из гаража Сталина. По словам Шелленберга, после заброски диверсантов в советский тыл их следы затерялись и о дальнейшей судьбе своих шпионов немцы уже ничего не узнали.

Диверсанты с бронебойным аппаратом

Историк Лев Безыменский, изучая тему подготовки покушения на Сталина, беседовал с известным советским разведчиком Павлом Судоплатовым и пользовался документами НКВД по этой истории. Безыменский утверждал, что Шеленберг в своих воспоминаниях оказался, мягко говоря, неточным в деталях.

В сентябре 1944 года подо Ржевом сотрудниками СМЕРШ был замечен немецкий самолет, от которого после приземления отъехал мотоцикл с двумя людьми, одетыми в советскую офицерскую форму – на мужчине она была майорской, на погонах женщины блестели лейтенантские звезды. На груди «майора» сияла вместе с другими наградами еще и Звезда Героя Советского Союза. Обоих «офицеров» арестовали и вскоре выяснили, что документы у них поддельные. Диверсантов отправили в Москву. На Лубянке они признались, что завербованы СД и направлялись в Москву для проведения покушения на Иосифа Сталина. Куратором пары был обершарфюрер СС, сотрудник СД Георг Грейфе. Будущий диверсант Петр Таврин в Германии трижды встречался с Отто Скорцени, который делился с ним своим опытом организации и проведения терактов.

Опубликован протокол допроса Петра Шило (Таврин — его псевдоним). В 1942 году он, командир пулеметной роты, попал в плен, где дал согласие сотрудничать с немецкой разведкой. Жена Шило — Таврина Лидия Шилова-Адамович, которая по требованию завербованного агента была заброшена с ним в советский тыл, использовалась в качестве радистки.

У диверсантов изъяли пистолеты с отравленными пулями и «панцеркнакке» – оружие, напоминающее современный гранатомет. Аппарат, стреляющий бронебойно-зажигательными снарядами, оказался достаточно миниатюрным, чтобы быть спрятанным в рукаве пальто. Шило-Таврин до заброски испытывал «панцеркнакке», реактивные снаряды которого пробивали 45-миллиметровую сталь.

Предполагались два варианта покушения: если диверсант получал возможность максимально близко приблизиться к Сталину или к членам Политбюро, то он открывал по ним огонь из пистолетов. Второй вариант предусматривал обстрел сталинского авто из «панцеркнакке» на улице.

Шило и Адамович чекисты впоследствии успешно использовали в радиоигре с гитлеровской разведкой, а охрана Иосифа Сталина после ареста диверсантов была усилена. В 1952 году обоих агентов гитлеровской разведки судили и приговорили к расстрелу.

… В книге Сергея Чуева «Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха» приводятся данные о том, что отдельные подразделения «Цепеллина», основу которых составляли завербованные германской разведкой бывшие советские военнопленные (преимущественно уроженцы Кавказа и Закавказья, Средней Азии, казаки), действовали вплоть до весны 1945 года.