В Советском Союзе вопрос пропаганды был одним из приоритетных, а потому любое направление науки и искусства использовалось в том числе и с целью показать превосходство коммунистической идеологии над капиталистической. Архитектура не была исключением. Проект «памятника вечной славы великих людей Советской страны» предполагал строительство грандиозного Пантеона в центре столицы.
Памятник эпохе конструктивизма
Авангардистское течение в искусстве, получившее название конструктивизм, достигло расцвета в 1930—40-х в СССР. Именно в эти годы было разработано (но так и не реализовано) множество оригинальных архитектурных проектов. По задумке создателей, они должны были поражать жителей и гостей столицы своим величием, размерами и монументальностью. Пантеон в Москве должен был стать одним из таких.
Решение о строительстве мемориальной усыпальницы было принято вскоре после смерти «вождя народов» — 6 марта 1953 года. Согласно сведениям из книги В. Бессонова «Советский социалистический пантеон», внутри сооружения планировали разместить саркофаги с телами В. И. Ленина и И. В. Сталина, а также останки выдающихся деятелей СССР и Коммунистической партии, захороненных у Кремлевской стены.
Проект был разработан и предложен на рассмотрение уже несколько дней спустя выдающимся архитектором Николаем Колли. Он известен такими постройками, как здание Казанского вокзала, комплекс ВДНХ, ДнепроГЭС, Большой каменный и Новый арбатский мосты, многочисленные станции Московского метро.
Свой проект Н. Колли увязывал с будущим зданием Дворца Советов — еще одним так и нереализованным проектом, ради постройки которого в 1931 году был взорван Храм Христа Спасителя. Но из-за начавшейся войны дальше фундамента и металлоконструкций Дворца Советов дело не пошло.
Проект Пантеона
Общая площадь сооружения с прилегающей территорией должна была составить 500 тыс м2. Саркофаги Ленина и Сталина планировалось разместить в главном зале, а в дополнительных — урны с прахом других видных деятелей КПСС. Также проектом предусматривалось большое количество вспомогательных помещений для обслуживающего персонала.
Первоначально ради строительства Пантеона планировалось расширить Красную площадь и снести ГУМ, но потом его решено было разместить на Софийской набережной. Окончательным решением комиссии стало выделение территории в Китай-городе. Проектная документация была готова уже летом, но дальнейшего движения она не получила. Курс, взятый Н. С. Хрущевым, на ликвидацию «культа личности» и борьбу с «архитектурными излишествами» поставил крест на амбициозной задумке. В 1960 году Мавзолей и некрополь у Кремлевской стены были признаны памятниками архитектуры и взяты под охрану согласно постановлению «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», что фактически сделало возврат к проекту Пантеона невозможным.