“Паровозная афера” оставила советскую Россию без четверти “золотой казны”. Произошло это под видом закупки за границей железнодорожного подвижного состава. Исполнителем стал один из видных деятелей комитет путей сообщения Юрий Ломоносов. А руководителем, похоже, был сам Владимир Ильич Ленин.
Золото Российской империи
После Октябрьской революции 1917 года молодое Советское государство унаследовало значительный золотой запас Российской империи. На начало 1920 года он оценивался примерно в 960 миллионов золотых рублей. Однако уже в первые годы существования Советской власти большая часть этого богатства оказалась за границей. Причины вывоза были различны: от финансирования революционной деятельности в других странах до оплаты импортных товаров и технологий. Руководил процессом перемещения золота заместитель наркома иностранных дел РСФСР Максим Литвинов. Однако он был далеко не единственным, кто распоряжался национальным достоянием.
Юрий Ломоносов
Ключевой фигурой “паровозного дела” стал Юрий Ломоносов — человек с удивительной биографией. Родившийся в дворянской семье, он рано увлекся социалистическими идеями и вступил в ряды большевиков. Несмотря на свои политические взгляды, в 1912 году он был назначен помощником начальника управления всех железных дорог России, а затем перешел в Инженерный совет Министерства путей сообщения.
Ломоносов сыграл важную роль в событиях Февральской революции 1917 года: именно он организовал блокировку эшелонов с войсками, направленными на подавление восстания, что в конечном итоге привело к отречению Николая II от престола. После революции Ломоносов продолжил свою карьеру, став особо уполномоченным по железнодорожным делам. Именно на этом посту он оказался вовлечен в одну из крупнейших финансовых махинаций в истории Советской России.
План закупки паровозов
В 1920 году Советская республика столкнулась с серьезной нехваткой железнодорожного подвижного состава. Многие локомотивы нуждались в ремонте, а отечественные заводы не могли в полной мере восполнить потери, вызванные Гражданской войной. В этой ситуации Совнарком по настоянию Ленина утвердил план закупки за границей 1000 паровозов. На выполнение этой задачи был назначен Юрий Ломоносов.
На первый взгляд, решение выглядело оправданным. Однако детали сделки вызвали множество вопросов. Во-первых, заказ был размещен у шведской фирмы “Нидквист и Хольм”, которая производила лишь 40 паровозов в год. Во-вторых, оплата производилась сразу и в золоте, тогда как американские компании предлагали поставку на условиях кредита с началом выплат через три года. В-третьих, стоимость паровозов оказалась втрое выше, чем их производство внутри страны.
Подозрения и разоблачения
Уже в 1922 году на странные обстоятельства этой сделки обратил внимание экономист А.Н. Фролов. В своей статье в журнале “Экономист” он подробно разобрал экономическую нецелесообразность закупок и указал на явные признаки коррупции. Однако публикация вызвала недовольство у высшего руководства страны. По личному распоряжению Ленина журнал был закрыт после выхода всего двух номеров. Тем временем, средства, выделенные на закупку паровозов, продолжали утекать за границу. Общая сумма затрат в 1920–1923 годах составила не менее 240 миллионов золотых рублей — четверть всего золотого запаса страны. Более того, многие из заказанных паровозов так и не были доставлены в Советскую Россию, а часть из них оказалась непригодной для эксплуатации.
Как предположил Александр Иголкин в журнале “Новый исторический вестник”, вся эта операция была лишь прикрытием для “обналички” царского золота. В Швеции его переплавляли и с клеймом национального банка продавали за границу. Причем, судя по всему, по цене ниже рыночной.
“Абсолютно уверенно можно утверждать, – писал Иголкин, – что никто не позволил бы одному человеку украсть четверть золотого запаса страны. Что-то, и немало, к Ломоносову прилипло, но лишь потому, что дело было слишком тонкое и деликатное, и никакого контроля за ним доверить почему-то было нельзя ни Красину, ни даже Дзержинскому. Ломоносов выполнял прямые директивы Ленина”.
Несмотря на масштабные потери для государства, никто из организаторов “сделки” так и не понес ответственности. Юрий Ломоносов, воспользовавшись своими связями, вскоре эмигрировал за границу и продолжил успешную карьеру в Европе.

