В ходе летнего наступления 1944 года в Белоруссии войска РККА смогли разбить немецкую группу армий «Центр» и приступили к освобождению республики, которая была занята неприятелем в первые месяцы войны. 3 июля первые части Красной Армии вошли в Минск, где спустя менее двух недель был проведен торжественный парад. Бойцы 30 партизанских бригад приняли участие в мероприятии. Те, кто еще недавно были вынужден скрываться в белорусских болотах и лесах, 16 июля 1944 года маршем прошли по освобожденной столице.
Падение Минска
Минск был взят на 7 день войны — 28 июня 1941 года. Буквально на следующий день в Москве была принята знаменитая директива NoП509, призывающая к созданию партизанского подполья на захваченных территориях. Взрывы и поджоги стратегически важных объектов, порча телефонной и телеграфной связи должны были сделать пребывание противника на захваченной земле невыносимым. Историк Александр Дюков в своих работах подробно рассказывает о том, как формировалось партизанское движение. Партизанили как сами жители захваченных территорий, так и намеренно заброшенные в тыл противника диверсионные группы. И если у местных жителей был ряд важных преимуществ, а именно знание местности, и зачастую боевой опыт в Гражданской войне, то судьба большинства засланных диверсантов была плачевна. Практические все они гибли вскоре после пересечения линии фронта: сказывался недостаток опыта, отсутствие связи между отрядами, некоторых сдавали немецкой администрации местные жители (до Хатыни еще было два года, и крестьяне действительно ждали, что немцы распустят колхозы).
Партызанскі рух
Но время шло, партизаны набирались опыта, а их ряды пополнялись за счет окруженцев, среди которых были и опытные боевые офицеры. Тогда территория Белоруссии представляла собой достаточно дикий регион (недаром зубры сохранились только на Кавказе и в Беловежской пуще), поэтому густые леса и непроходимые болота помогали партизанам скрывать целые лагеря. Уже к концу 1941 года в партизанских отрядах сражалось порядка 12 тысяч человек.
В начале следующего года в официальных немецких донесениях все чаще встречались упоминания о том, что партизаны ведут непрерывную агитацию среди населения, поджигают склады, срывают полевые работы. Численность партизан достигала порядка 100 тысяч человек, которые организованно действовали в определенных зонах оккупированной территории. Между отрядами налаживалась связь, что позволяло осуществлять хорошо спланированные операции. Во второй половине 1943 года развернулась так называемая «Рельсовая война», в ходе которой партизаны смогли осуществить более 700 диверсий на железных дорогах.
К началу 1944 года партизаны фактически контролировали более половины оккупированной Белоруссии. Однако к этому же периоду относится и самая мощная операция немецких карателей. События весны 1944 года, когда немцы окружили крупную партизанскую группировку, известны в белорусской историографии как Полоцко-Лепельская битва. Действия против партизан сопровождались массовыми убийствами мирных жителей и угоном на Запад трудоспособного населения окрестных деревень. После 25 дней блокады часть партизан смогла прорвать кольцо и, сохранив боеспособность, соединиться с подступающей Красной Армией. Операция «Багратион» вообще была уникальна тем, что наряду с фронтами Баграмяна, Захарова, Рокоссовского и Черняховского в освобождении страны активно принимал участие пятый фронт — партизанский.
Партизанский парад
Через несколько дней после того, как Минск был взят войсками 1-го и 3-го Белорусских фронтов, всем партизанским соединениям был разослан приказ явиться в Минск. Причин тому было несколько: усилить оборону города на случай немецкой контратаки, организовать охрану складов и военнопленных, а также подготовиться к расформированию. Последний пункт имел очень символическое значение. Расформирование партизанских армий значило окончательное освобождение Белоруссии от оккупантов.
За считанные дни в город прибыли тысячи партизан. В связи с этим руководство БССР решило не ограничиваться митингом, а провести полноценный парад. 16 июля 1944 года на бывшем ипподроме маршем прошли 30 тысяч партизан. И этот парад был действительно уникальным зрелищем. Первое, что бросалось в глаза даже самому неосведомленному в военных делах человеку — полное отсутствие униформы. Бойцы были одеты кто во что: гражданская одежда сочеталась с деталями советской и трофейной формы. Но особенно поразительным было оружие. Захваченные у немцев автоматы в партизанской среде были обычным делом. Однако у некоторых бойцов в руках можно было увидеть и оружие Первой мировой войны, и даже новоделы лесных мастеров, сваренные из разных деталей. Пестротой отличалась и партизанская техника: танки, пушки и самоходные установки.
Но настоящим «гвоздем» торжественной программы стал козел Малыш. Во время парада он тоже нес свои трофеи — ленту с немецкими орденами. Козел попал в партизанский отряд Филатова случайно, когда оказался среди захваченного добра после удачной операции. Исхудалое животное пожалели и взяли в отряд, где козел стал не только всеобщим любимцем и талисманом, но и выполнял боевые задачи. По воспоминаниям самого Филатова, Малыш не боялся ни шума техники, ни разрывов снарядов и всюду следовал за санинструктором, нося сумку с медикаментами. Эту сумку козел тоже нес на партизанском параде. Кадры с Малышом облетели не только СССР, но и весь мир.
Гордо шагали народные мстители по улицам освобожденного Минска. И хоть впереди их ждал еще целый год кровопролитных сражений в Европе, враг был навсегда отброшен с рубежей, занятых еще в первые дни войны.