В Советском Союзе, впрочем, как и в России, главным документом, удостоверяющим личность, был паспорт. Правда, всеобщая «паспортизация» началась в стране лишь в 1974 году. До этого времени документ полагался далеко не всем.
Не для всех
В период до 1953 года паспорта в СССР выдавались только государственным служащим и гражданам, работающим за границей. В остальных случаях функции паспорта выполняли трудовые книжки или справки из домоуправлений. После принятия Совмином специального положения, обладателями советских паспортов стали также рабочие и служащие, проживающие в городах, районных центрах и посёлках городского типа, населённых пунктах с оборудованными машинно-тракторными станциями, а также входивших в приграничную зону.
А вот сельским жителям рассчитывать на получение паспортов не приходилось. Считалось, что часто покидать «насиженное место» им не нужно, а, значит, и личность подтверждать нет необходимости. В колхозе и так все друг друга знают.
Первые советские паспорта значительно отличались от тех, которые стали выдавать поголовно всем, кому исполнилось 16 лет. Их обложка была тёмно-зелёного цвета, формат — чуть меньше современных документов, а фотография не являлась обязательным «атрибутом», хоть и место под неё отводилось. Заменять паспорт требовалось спустя 10 лет.
Для всех
Масштабная «паспортизация» началась в 1974 году. Паспорта стали получать все, кто достиг 16-летнего возраста. Обложка таких документов была уже тёмно-красного цвета, а украшали её государственный герб и надпись «СССР».
В «книжечке» размещалось гораздо больше информации, нежели в нынешних паспортах. Помимо фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, национальности, семейного положения, адреса прописки и данных о воинской обязанности, в документе указывались группа крови, резус-фактор, сведения о наличии судимости, о нахождении на территории режимных объектов, а также порой и прежние места работы. Фотография уже стала обязательным элементом (её нужно было заменять в 25 и 45 лет). Кроме того, вся информация о тех гражданах, которые проживали не в РСФСР, а в других республиках, дублировалась на национальном языке.