Соединенные Штаты все больше беспокоит растущее влияние России в мире. В зону противостояния двух держав теперь входит Арктика, которая в обозримом будущем может дать Москве ключи к геополитическому и экономическому доминированию в регионе. Вашингтон намерен этого не допустить.
Главный инструмент – провокация
Как заявил недавно министр ВМС США Кеннет Брейтуэйт, военно-морской флот США в 2021 году приступит к регулярному патрулированию вблизи российской арктической акватории. По словам Брейтуэйта, эти действия будут осуществляться в рамках долгосрочной операции «по обеспечению свободы навигации», которой, со слов чиновника, угрожает российское присутствие в Арктике. Нынешнюю ситуацию в регионе министр сравнил с обстановкой в Южно-Китайском море, где у Пекина существуют территориальные споры с соседними странами.
Другими словами, Брейтуэйт ставит под сомнение законность ведения Россией какой-либо деятельности в собственных территориальных водах и стремится втянуть нашу страну в конфликт. Более того, судя по настроению официального Вашингтона, там намерены решать вопросы эксплуатации арктической акватории исходя исключительно из собственных интересов, следовательно, американские корабли собираются действовать в арктических территориальных водах России как у себя дома.
США должны знать, что наша страна не запрещает использовать российскую акваторию Северного морского пути другим странам. С 1991 года СМП является международным транспортным коридором, в том числе и для военных кораблей, правда для его прохождения нужно соблюсти ряд условий: не позднее чем за 45 суток уведомить об этом Москву, сообщить основные параметры судна, воинское звание и фамилию капитана, а также принять на борт российского лоцмана. Однако понятно, что американцы делать этого не собираются.
Наглядной демонстрацией будущего поведения военного флота США был инцидент с эсминцем «Джон Маккейн», который нарушил российские границы 24 ноября 2020 года в заливе Петра Великого у берегов Дальнего Востока. В нейтральные воды нарушителя выдворил большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Адмирал Виноградов». Американский эсминец успел углубиться за линию морской границы РФ на два километра. Даже не вдаваясь в детали инцидента, можно с уверенностью сказать, что это был провокационный ход, целью которого явилось испытание на прочность пограничных служб ВМФ России.
2020 год вообще был урожайным на вызывающие маневры вблизи российских государственных границ. В мае эсминец ВМС США «Дональд Кук», эскадренные миноносцы «Портер» и «Рузвельт» в компании фрегата ВМС Великобритании «Кент» почти неделю маячили на глазах у российских моряков в нейтральных водах Баренцева моря. А в сентябре в арктических широтах начались военные маневры с участием кораблей НАТО четырех стран, включая США. Целью визита в приграничные с Россией акватории, по данным британской газеты The Telegraph, была подготовка к выполнению задачи по «блокировке господства России за Северным полярным кругом».
Хотя военные НАТО, в частности, министр обороны Великобритании Бен Уоллес, заявляют, что действия альянса не ставят перед собой цель спровоцировать Россию, в это мало верится. Военные корабли НАТО слишком часто стали подходить к опасному рубежу, за которым может последовать адекватный ответ со стороны ВМФ России. Наша страна уже не в первый раз предупреждает Запад, что не потерпит милитаристские демарши вблизи своей арктической зоны.
Слишком холодно
Патрулирование Северного Ледовитого океана стало естественным продолжением «Арктической доктрины», которую представило Министерство обороны США в 2019 году. В документе подчеркивается, что Арктика имеет самое непосредственное отношение к национальной безопасности США, а поэтому Белый дом должен делать все, чтобы обеспечить развертывание гибкой боевой группировки, способной добиться конкурентного преимущества в морском коридоре от Гренландии до Берингова моря.
США жизненно заинтересованы в расширении своего арктического пространства, так как их выход к Арктике ограничивается акваторией Аляски. С этой целью они принялись оказывать давление на союзников по НАТО, в частности, Канаду, обязывая северного соседа предоставить Вашингтону беспрепятственный и неограниченный доступ к акватории Ледовитого океана. Ранее Дональд Трамп даже предлагал идею выкупа у Дании Гренландии, чтобы Соединенные Штаты имели возможность создать на крайнем севере военно-морскую базу.
В первую очередь Белый дом волнует возможность заполучить хотя бы частичный контроль на Северным морским путем, потеснив конкурентов в лице России и Китая. Американцы понимают, что в ближайшие десятилетия в связи с таянием ледников СМП сулит колоссальные возможности: для судов, выходящих из портов восточного побережья США, этот маршрут станет более быстрым, выгодными и безопасным, чем путь через Панамский или Суэцкий каналы.
Ситуацию нагнетает само военно-морское ведомство США, в котором полагают, что могут претендовать на Северный морской путь лишь по праву доминирующей силы на планете. Впрочем, нужно признать, что пока грандиозные планы Вашингтона по контролю над полярным транспортным коридором далеки от реализации в силу слабой технической подготовленности.
В 2018 году в полярные воды Арктики заплыл ударный авианосец «Гарри Трумэн» и, как показал ход событий, нормально функционировать в подобных условиях он не может. Корабль попросту замерз: из строя вышла большая часть бортового оборудования и вооружения. Морской флот США имеет лишь два тяжелых арктических ледокола, которые требуют серьезной модернизации. С такими ресурсами американцам будет трудно соперничать с ледокольным флотом России, который насчитывает около четырех десятков судов.
Борьба за Севморпуть
Тем не менее американцы все настойчивее ведут себя вблизи российских арктических территорий, делая ставку на подводный флот и истребители-бомбардировщики F-35A Lightning II, которые сегодня в форсированном режиме перебрасываются на авиабазу Эйельсон на Аляске. К концу 2021 года число таких самолетов планируется довести до 54. Этими средствами Пентагон и собирается сдерживать Россию в Арктике.
Никто не сомневается в силе американских ВМС, однако России есть чем ответить в северных широтах. Если, к примеру США буду ограничивать доступ для российских судов в Атлантику то на помощь флоту всегда придут ракетные войска стратегического назначения и стратегическая дальняя авиация. Однако Россия не намерена конфликтовать за Северный морской путь, а напротив предлагает всем взаимовыгодное сотрудничество. И у нас в этом деле есть союзники.
В Исландии давно следят за развитием российского проекта Севморпуть и рассматривают возможность строительства международного порта, который сможет принимать крупнотоннажные суда, следующие по этому маршруту. Сотрудничает с Россией и Южная Корея, где в данный момент строится 15 танкеров-ледоколов для перевозки сжиженного природного газа по арктическому транспортному коридору. Кроме того, в развитие российского проекта и свое будущее участие в нем активно вкладывают средства Норвегия и Китай.
Вашингтон прилагает немало усилий, чтобы воспрепятствовать сотрудничеству своих союзников с Россией. За океаном, видимо, не намерены решать вопрос освоения СМП в мирном политическом и экономическом русле и настроены лишь на методы силового давления. Позиция США объясняется желанием стать монополистом на рынке поставок сжиженного природного газа, чему может помешать реализация проекта поставок Россией СПГ в страны Юго-Восточной Азии по Севморпути. Уже сегодня наша страна опережает США в этом направлении. По данным Международной группы импортеров СПГ (GIIGNL), в 2018 году Россия поставила в ЮВА 13 млн тонн голубого топлива, тогда как США только 10 млн. В планах России поставки СПГ в Японию, которая является ключевым партнером США в регионе.
Но Москва собирается транспортировать по СМП не только углеводороды, но и сельскохозяйственную продукцию, которая будет ориентирована на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Российские власти неоднократно подчеркивали, что реализация проекта Севморпути, как и в целом освоение Арктики, должны происходить в ключе плодотворного сотрудничества, а не взаимных претензий. Россия открыта для самого широкого взаимодействия с разными странами, в том числе и с Соединенными Штатами.