25/04/22

Павел Гроховский: за что десантники прозвали советского конструктора «Гробовским»

Воздушно-десантные войска считаются элитой сначала Советской Армии, а теперь и современных Вооруженных Сил. Днем рождения ВДВ принято считать 2 августа 1930 года, когда в ходе учений был произведено десантирование группы красноармейцев на парашютах.

С первого дня основания ВДВ возникла потребность в специальном вооружении и технике. В качестве примера можно привести винтовку СВД со складным прикладом и укороченным стволом, измененную для максимального удобства десантирования.
Оснащение нового рода войск порой приводило к самым необычным техническим экспериментам, например, таким как "автоматический выбрасыватель красноармейцев Г-39", разработанный конструктором Гроховским.

История

Воздушно-десантные войска стремительно развивались уже в первые годы начала своей службы. Так, уже к 1933 году было сформировано несколько десятков десантных бригад. В учениях годом позже приняли участие тысячи бойцов и военная техника.

К началу Великой Отечественной войны части ВДВ активно использовали военную технику, которая доставлялась самолетами на подвесках. Активно использовались бомбардировщики ТБ-3, а также ДБ-3. Одним из первых масштабных примеров использования ВДВ стала Вяземская воздушно-десантная операция, во время которой была проведена массовая высадка солдат.

«Противник продолжает высаживать воздушные десанты (западнее Вязьмы). Шоссе и железная дорога Смоленск — Вязьма всё ещё не очищены от противника. Положение войск 4-й армии очень серьёзное! Отмечаются трудности со снабжением» — писал начальник Генерального штаба Сухопутных войск Германии генерал Франц Гальдер.

В 60-х годах, произошло масштабное обновление военной техники в ВДВ. На вооружении у десантников появились гусеничные бронемашины и самоходная артиллерия. Было увеличено количество минометов и противотанкового оружия. Все это активно использовалось в ходе войны в Афганистане. Несколько десятилетий спустя десантники приняли участие в военном конфликте в Чечне, а также выполняли миротворческие миссии в ряде регионов по всему миру.

В настоящее время

По последним данным, в составе Воздушно-десантных войск числится около 45 тысяч военнослужащих. Одним из крупнейших достижений в новейшей истории стало осуществление десантниками первой в мире высадки в арктических условиях на спецпарашютах с высоты десяти километров.

Техника и вооружение войск регулярно обновляются. Так, в распоряжение десантников за последние годы поступили: зенитно-ракетный комплекс «Верба», боевая машина «Садовница», переносная станция наземной разведки «Соболятник».

«Автоматический выбрасыватель красноармейцев»

Нынешняя обеспеченность десантников всей необходимой техникой, разумеется, не всегда имела место. В начале 30-х годов, когда ВДВ в составе Красной Армии были еще на стадии зарождения, части испытывали острый недостаток в транспортных самолетах и десантирование нередко производилось с помощью бомбардировщиков. При этом, в самих самолетах мест катастрофически не хватало. Решение было подсказано конструктором Павлом Игнатьевичем Гроховским.

Созданный им аппарат Г-39 представлял из себя аналог детской люльки, подвешенный под крыльями бомбардировщика. В точке десантирования, люлька автоматически переворачивалась, сбрасывая красноармейца. Параллельно, специальным образом закрепленное кольцо парашюта также автоматически выдергивалось. Сам Гроховский стал первым, кто испытал данное изобретение на себе. Вскоре к нему присоединилась и его жена.

Нововведение сулило большие перспективы, так как один бомбардировщик мог поднимать более, чем полтора десятка подобных люлек. Для тех времен подобное массовое десантирование могло решить целый ряд тактических задач. Командование мало смущало сходство данных люлек с гробами. Однако среди красноармейцев прозвище «Гробовский» прижилось.

Несмотря на то, что в дальнейшем имели места несчастные случаи при использовании Г-39, причина, по которой изобретение не получило долговременного применения, оказалась весьма прозаичной. Дело в том, что многие десантники попросту засыпали в «люльке». Это, однако, не мешало красноармейцам жаловаться на дискомфорт в полете. По итогам испытаний 1932 года, применение «автоматического выбрасывателя красноармейцев» было прекращено.

Судьба Гроховского

Как пишет Геннадий Черненко в своей статье «Жизнь и судьба конструктора Гроховского», завистники называли Особое конструкторское бюро, которым руководил Павел Игнатьевич «цирком Гроховского». Поводом для шуток была необычность проводимых там опытов.

На счету Павла Игнатьевича помимо его «гробов», находился целый ряд изобретений. В их число входит мотоцикл Гроховского — одноместная бронированная полугусеничная машина с высокой степенью проходимости. Проект не был реализован, однако вооруженные мотоциклы позднее стали массово применяться уже в ходе Великой Отечественной войны.

Кроме того, под руководством конструктора проходила разработка новых видов парашютов, грузовых контейнеров, мотопланеров, десантных самолетов и бронеавтомобилей на воздушной подушке.

Участник Октябрьской революции и Гражданской войны, Гроховский был одной из определяющих личностей для Воздушно-десантных войск на этапе их зарождения.

Несмотря на то, что конструктор был репрессирован и расстрелян в 1943 году, его вклад навсегда остался в истории ВДВ.