Ни один современный полярник или просто охотник не станет есть печень белого медведя. Несмотря на то, что никаких ядов этот орган животного не содержит, не исключены и летальные исходы. Но чаще всего у исследователей прошлого, которые еще не знали об опасных свойствах печени белого медведя, наблюдались признаки, похожие на умопомешательство.
Табу для аборигенов
Чукчи, эскимосы и другие северные народы охотились не только на диких оленей, моржей и других животных. Одним из самых желанных трофеев охотников был белый медведь. Кроме того, как указано в издании «Ужасы природы. Животные-людоеды, акулы, ядовитые растения и насекомые» (Подгот. текста О. А. Воротников, Н.В. Трус; Минск : Литература, 1996 г.), убить медведя означало утвердить свое достоинство мужчины-охотника. Тем более, что до появления огнестрельного оружия аборигены охотились на медведя лишь с ножом да гарпуном. Они неутомимо преследовали зверя, иногда по нескольку суток. А помогали им в этом тренированные собаки.
Из шкуры белых медведей шили одежду, сухожилия же использовали в качестве ниток. Медвежий жир жители Севера применяли для отопления и освещения жилищ. Мясо же белого медведя эскимосы и чукчи активно употребляли в пищу сами и использовали как корм для собак. Однако, если верить Савве Успенскому, автору книги «Белый медведь», ненцы, чукчи и эскимосы никогда не употребляли в пищу печень белого медведя: они бросали этот орган в море или зарывали в землю для того, чтобы его случайно не обнаружили и не съели собаки.
Симптомы загадочной болезни
Вот только полярные исследователи долгое время считали подобные обычаи аборигенов обычными суевериями. По словам автора издания «Человек в экстремальных условиях природной среды», Виталия Воловича, о загадочном заболевании, вызываемом употреблением в пищу печени белого медведя, упоминали Е. Кэн (1866 год) и Ю. Пайер (1935 год), Д. Де-Лонг ( 1936 год), А. Норденшельд (1936 год) и другие полярные исследователи. Штурман В. И. Альбанов в 1926 году написал в своем дневнике: «… печень белого медведя вредна. У всех так сильно болит голова, что можно подумать, что мы угорели... у меня во всем теле сильная ломота, и у многих расстройство желудка».
Британский исследователь Реджинальд Кеттлиц, который попробовал печень белого медведя в 1900 году, также в качестве одного из симптомов отравления называл расстройство желудка и рвоту. Кроме того Кеттлиц говорил о повышенном внутричерепном давлении, головокружении и бессоннице. Причем больным, принявшим горизонтальное положение, становилось значительно хуже. А доктор Йенс Линдгард, накормивший 19 человек печенью белого медведя в качестве эксперимента, отмечал у своих испытуемых даже признаки умопомешательства.
Причины отравления
Впоследствии полярники тоже перестали употреблять в пищу печень белого медведя. Однако тайна этого животного была раскрыта учеными только в середине ХХ века. Как пишет Александр Потапов в своей «Энциклопедии выживания на море», в 1951 году советский биолог П. Перфильев установил, что все дело в гипервитаминозе, который вызывает печень белого медведя у человека. Всего в одном грамме печени зверя содержится 10 400 условных единиц витамина А. Для примера: у акулы этот показатель равен 400, а у кошки – 18. Суточная потребность человека в витамине А составляет 800-900 мкг, а в 100 граммах печени белого медведя содержится 400 000 мкг этого витамина.
Организм белого медведя к такому количеству витамина А приспособлен, а вот человеческий – нет. В норме в нашем теле витамин А успешно перерабатывается. Но с большим количеством витамина ферменты попросту не справляются. Поэтому в крови начинает циркулировать чистый ретинол, разрушая липидные мембраны клеток. В результате содержимое клеток вытекает наружу, что приводит к накоплению жидкости внутри черепа. Этим обстоятельством объясняются головокружение, тошнота, головные боли, беспокойство, раздражительность и другие симптомы. Ретинол также разрушает и другие ткани. Проникнув в структуру волос, ретинол способен сделать их курчавыми. А ожог витамином А уничтожает верхние слои кожи.