При опознании вещей, найденных на склоне горы Холатчахль, единственный выживший участник рокового похода Юрий Юдин сделал неожиданное заявление. Среди личных предметов девяти погибших товарищей он указал на вещь, которая, по его твердому убеждению, им не принадлежала. Этой вещью оказалась солдатская обмотка из шинельного сукна. Позднее, по некоторым данным, нашлась и вторая. Эта деталь стала одной из самых загадочных улик в деле о гибели группы Дятлова.
«Чужое» среди своего
Показания Юдина, данные следователям, были категоричны: ни у кого из его опытных друзей-туристов подобных армейских обмоток не было. Более того, он утверждал, что его слова не были занесены в протокол, что сторонники «военной» версии трагедии расценили как намеренное сокрытие улики. В их глазах суконные обмотки стали весомым аргументом в пользу присутствия на перевале посторонних — возможно, военнослужащих, причастных к гибели студентов.
Парадоксальная улика
Однако при ближайшем рассмотрении эта версия столкнулась с неожиданными контраргументами. Сама «солдатская» природа находок была поставлена под сомнение.
Почему Ленин отдал Польше Западную Украину и Западную Белоруссию
Согласно стандартам того времени (ГОСТ 2046-43), настоящие армейские обмотки изготавливались из хлопчатобумажной ткани длиной не менее 215 см. Найденные же полосы были метровой длины и сшиты из грубого шинельного сукна, носить которые на ногах было бы физически невозможно из-за сильного натирания.
Рациональное объяснение: Ватник, пояс, шарф
Но если эксплуатация кусков сукна с тесьмой была невозможна в качестве обмоток, то возникает резонный вопрос, для чего же использовали «дятловцы» эти отрезы ткани. В материалах дела исследователи обнаружили позицию «ватник с поясом». На основании этой записи был сделан вывод о том, что «солдатские обмотки» были в действительности теми самыми поясами, которые защищали от холода поясницу. По крайней мере, метровая длина «обмоток» больше согласуется с использованием суконных полосок именно для этой цели, а никак не для утепления ног.
Также есть версия, что поясами для ватников туристы обматывали шеи. Такие своеобразные шарфы можно увидеть на сохранившихся фотографиях под куртками «дятловцев». Пояса были удобны тем, что по их краям нашивалась тесьма, которая не натирала кожу. Возможно, именно поэтому следователь Лев Иванов, который, по словам Юдина, не занес его слова в протокол, а также полковник Георгий Ортюков, участвовавший в поисках группы, не признали пояса для ватников (они же: «шарфы» и «обмотки солдатского образца») за улики, свидетельствующие о постороннем вмешательстве.
