08/01/21

Первая арабо-израильская война: чем армия Египта шокировала советских военных

Боестолкновения арабов и евреев в Палестине начались задолго до создания государства Израиль. С 1948 года примерно раз, а то и два, в 10 лет происходила настоящая война, хотя и разной интенсивности.

Классовое расслоение и национализм

Едва ли не самой необычной войной стала Шестидневная, названная так потому, что она столько и продлилась в июне 1967 года. Это была первая арабо-израильская война, в которой приняли участие советские военные советники. На стороне арабов, разумеется. Среди советников были как кадровые военные, так и гражданские специалисты — например, переводчики. Все в один голос рассказывали, как их поразила классовая неприязнь, царившая в египетской армии между офицерами и рядовым составом. Офицеры, даже младшие, были из высших слоев, минимум из среднего класса. Воспитанные, часто имевшие западное образование, они презирали солдат, египетских феллахов — нищих и необразованных крестьян. У феллаха не было ни единого шанса стать офицером.

Офицеры не упускали случая подчеркнуть эту разницу и выказать пренебрежение к собственным солдатам. В свою очередь, офицеры из аристократии помыкали сослуживцами с более низким происхождением. Об этом вспоминает, например, ракетчик Логачев. Другой участник описывает ситуацию, когда офицеры в расположении части ходили без оружия, оставляя его солдатам: если нападут израильские диверсанты, они будут стрелять в тех, кто вооружен, а солдат не жалко.

В многонациональной по составу египетской армии царил национализм, согласно которому египтянин, даже рядовой, был лучше и выше военнослужащего другой национальности. Все это проявлялось в быту и в том, как обращались и относились военнослужащие друг к другу. Самой высшей кастой были летчики — сплошь египтяне из высших слоев общества.

Автор книги «Воспоминания», С. Г. Нечесов, рассказывает о вопиющих случаях издевательств арабских офицеров над своими солдатами. Царила настоящая сегрегация. Например, вход в кинотеатр был отдельно для русских, отдельно для офицеров и отдельно для солдат. Солдат не мог зайти в офицерский туалет, а солдатских не было — естественные надобности рядовые и сержанты отправляли в пустыне. И никого, кроме советских, не удивляло, что солдаты питаются не в столовой, а на улице, часто прямо на земле. Обыкновенным делом был подвоз лепешек в грязном кузове грузовика, без какой-либо тары.

Низкие боевые качества

В египетской армии была крайне низкая воинская дисциплина вплоть до случаев отказа выполнять прямой приказ. Солдаты были плохо обучены, часто им даже не объясняли, как пользоваться техникой — сами разберутся. Это приводило к крайне низкой эффективности войск и многочисленным поломкам оборудования. Эту особенность отметил, в частности, военный переводчик Юрий Горбунов.

Офицерам не разрешалось проявлять инициативу и лидерские качества. Как пишет начальник египетского штаба тех лет генерал Саад аль-Шазли, офицеров не обучали брать инициативу в свои руки или предлагать оригинальные решения и новые идеи. Практически не существовало программ развития младших офицеров. Советские военные советники отмечают отсутствие координации на поле боя не только родов войск, но и различных подразделений. Фактически арабские подразделения действовали автономно, подчиняясь приказам собственных полковников или генералов, рассматривавших подчиненных им военнослужащих как своего рода личные войска. Это описано, в том числе, в книге «Локальные войны СССР», выпущенной группой авторов. Офицеры имели склонность уходить из расположения части, когда вздумается и приходить на службу как пожелают.

Несмотря на личное мужество арабов, рознь между офицерами и солдатами, плохая дисциплина, неумение обращаться с материальной частью и рассогласованность действий привели к тому, что армии трех арабских государств потерпели поражение от израильского ЦАХАЛ меньше, чем за неделю. И это несмотря на количественное превосходство арабов: по личному составу — почти в 2 раза, по артиллерии — в 2,5 раза, по танкам и самолетам — в 1,5 раза.