Анастасия Филатова познакомилась с генеральным секретарем Монгольской Республики абсолютно случайно. По крайней мере, ей так казалось. На самом же деле кандидатуру Филатовой на роль жены Цеденбала утвердили «сверху». Никто из руководителей страны и подумать не мог, что через несколько лет Анастасия Ивановна возьмет всю власть в Монголии в свои руки.
Брак «по заказу»
Анастасия Филатова была родом из Рязанской области. В конце сороковых Филатова жила в Москве и трудилась секретарем комсомольской организации при Министерстве торговли. В свободное от работы время девушка навещала своих столичных родственников, которые занимали одну из комнат в обычной коммунальной квартире. А соседом их был Николай Важнов, чрезвычайный и полномочный посланник СССР в Монголии.
Сын Важнова впоследствии вспоминал о том, что однажды генсек Монгольской Народно-Революционной Партии, Юмжагийн Цеденбал, бывавший в гостях у его отца, сообщил тому о своей симпатии к Анастасии. Николай Петрович поведал об этом представителям руководства страны, а те одобрили кандидатуру Филатовой и велели Важнову сделать все возможное для того, чтобы Анастасия и Юмжагийн вступили в официальный брак. Николай Важнов выполнил данное ему задание — Цеденбал вернулся в столицу Монгольской Народной Республики, Улан-Батор, уже вместе с русской женой.
«Шпионка» и «паразитка»
Однако жители Монголии встретили «первую леди» совсем не ласково. Тогда Анастасия Ивановна наверняка не подозревала о том, что подобное отношение к ней сохранится на долгие годы. Как пишет журналист Леонид Шинкарев, автор книги «Цеденбал и Филатова. Любовь. Власть. Трагедия», уже будучи беременной, Филатова продолжала страдать от нападок даже со стороны видных монгольских политиков. Однажды во время застолья в их доме гости начали обвинять жену Цеденбала в том, что ее специально прислал в республику Советский Союз для того, чтобы следить за здешними государственными деятелями.
Кроме того, как-то раз один из товарищей Цеденбала сказал Филатовой прямо в лицо, что она пользуется мягкотелостью своего супруга. И первое, и последнее было абсолютной правдой. Их брак в самом деле спланировал и организовал Николай Важнов. Да и генсек Монголии действительно оказался довольно слабохарактерным. Он по-настоящему любил Анастасию и в буквальном смысле носил ее на руках. Тем более, что Филатова родила ему двоих сыновей: Владислава и Зорига. Однако главным фактором того, что Анастасии Ивановне вскоре пришлось заправлять всем в стране самой, явились не чувства, а совсем другие слабости Цеденбала.
Заслуги «первой леди»
Впрочем, стоит отметить, что Анастасия Филатова всегда принимала самое активное участие в жизни Монгольской Республики. В те годы Монголия направлялась к социализму. Достичь заветной цели стране помогал Советский Союз, в частности Леонид Брежнев, который симпатизировал Цеденбалу. Именно у Брежнева Анастасия Ивановна регулярно «клянчила» деньги. Благодаря этим средствам и настойчивости Филатовой в Монголии появились Дворцы пионеров и юных техников, станции натуралистов, пионерские лагеря, бассейны и даже Детский фонд. Супруга Цеденбала оказалась такой напористой, что как-то раз кто-то из окружения Брежнева сказал ей: «Ты слишком дорого обходишься советскому народу!».
Сам же монгольский генсек не обладал таким стойким характером, каким отличалась его жена. Это обстоятельство и сыграло свою роковую роль в жизни Цеденбала. Многие партийные лидеры Советского Союза были не прочь пропустить после трудового дня рюмочку-другую. Цеденбал старался от них не отставать и вскоре он уже не мог прожить без спиртного ни дня. Поэтому бразды правления взяла в свои руки Анастасия Филатова — благо, она была в курсе почти всех дел мужа.
После отставки
Однако долго Филатовой продержаться не удалось. О состоянии Цеденбала знали многие монгольские политики: Анастасия Ивановна сама им об этом объявила на одном из заседаний, созванных по ее инициативе. Напоследок «первая леди» обвинила некоторых приближенных к Цеденбалу чиновников в том, что они намеренно спаивают Юмжагийна для того, чтобы занять его место. Но ничего поделать уже было нельзя. В 1984 году, сославшись на состояние здоровья, Цеденбала освободили от занимаемой должности и отправили вместе с женой и детьми в Москву, где спустя 7 лет он и скончался.
Анастасия Филатова прожила более долгую жизнь, чем ее супруг. Вот только остаток ее дней оказался безрадостным — ее старший сын погиб, сама же Анастасия Ивановна жила бедно и нередко вынуждена была продавать свои вещи для того, чтобы хоть как-то свести концы с концами. А в 2001 году Филатовой не стало. Русская жена монгольского генсека была похоронена на Ваганьковском кладбище. Анастасия Филатова сама так завещала. Даже будучи «первой леди» Монголии, она всегда тосковала по родине.