11/03/19

Первитин, Бензедрин и другие «чудо-таблетки» Второй мировой войны

Как известно, на войне решающая роль принадлежит все-таки не технике, а человеку. Это доказывает история всех вооруженных конфликтов. Стремительные танковые прорывы и налеты авиации бесполезны без поддержки пехоты. Да и не следует забывать, что машинами управляют не роботы, а солдаты, которым нужно спать, есть, отдыхать.

Первитин для вермахта

Создать универсального бойца, который не нуждается в отдыхе и не ведает страха, было одной из первоочередных задач Третьего рейха. Амфетамин, производным которого и являются таблетки «Первитин», был синтезирован в Германии еще в 1887 году. С 1930-х препарат стали использовать в медицине в качестве стимулятора, а уже в 1938 году он массово поставлялся в армию. Первитин входил в состав рациона летчиков, подводников и танкистов.

С началом кампании во Франции «чудо-таблетки» стали получать едва ли не все желающие. Так об этом в своей книге «Нацисты на спиде» рассказывает фармацевт Вольф Кемпер: «Идея была в том, чтобы превратить обычных солдат, моряков и летчиков в роботов, обладающих сверхчеловеческими способностями». И поначалу все шло действительно хорошо. Побочные эффекты были выявлены в 1939 году в ходе медицинской инспекции на Западном фронте. Оказалось, что препарат распространяется практически бесконтрольно и многие солдаты и офицеры уже стали амфетаминовыми наркоманами. Руководство Третьего рейха попыталось взять ситуацию под контроль, но это оказалось непросто. Тем более, что в начавшейся вскоре Восточной кампании «универсальные солдаты» понадобились Германии еще больше.

Бензедрин для Британии

Кайюс Беккер в своей книге «Битва за Англию» пишет, что англичане познакомились с наркотиками лишь в 1940 году, когда стали сбивать немецкие бомбардировщики. Возможно, это так, но лишь в отношении гражданских или пехоты. Английские летчики получали английский аналог Первитина — Бензедрин — с конца тридцатых.

А позже более щадящий вариант стимулятора, Метедрин, стал свободно продаваться в лондонских аптеках. Его рекомендовали принимать гражданским лицам, чтобы они могли сохранять спокойствие в бомбоубежищах и повышать производительность труда на благо родины.

«Бенни» для янки

Американские солдаты тоже получали Бензедрин, который по-свойски называли просто «Бенни». Препарат на основе метамфетамина прописывали против морской болезни, аллергии, выдавали перед длительными походами и боем — так как он вызывал эйфорию и притуплял чувство страха. Для летчиков, танкистов и водителей военных грузовиков был разработан более сильнодействующий препарат Декстро-амфетамин, который помогал справляться с нагрузками, когда человеческий организм уже не выдерживал.

Японские «кошачьи глазки»

Свой вариант стимуляторов, Хиропон, применяли и в Японии. Он не только притуплял чувство страха и придавал сил, но и обострял слух и зрение, за что и получил свое прозвище. Хиропон применялся не только в армии, но даже в больших количествах среди гражданского населения — промышленность маленькой страны остро нуждалась в рабочих, способных трудиться по 14—16 часов.