28/03/22

«Песчаные рыси»: какие запреты существуют в израильском женском спецназе

Армия Израиля является одной из немногих в мире, в которой служат представительницы прекрасного пола. Причем службу они несут не только в штабах, частях обеспечения, связи и тыла. Самые отважные могут попасть в 33-й батальон спецназа «Каракаль», солдаты которого патрулируют границы с Иорданией и Египтом, борются с террористами.

Женское это дело

С иврита «каракаль» переводится как песчаная рысь. Этот зверь ловкий, хитрый и осторожный. Такие же требования предъявляются и к тем, кто желает стать частью одноименного батальона ЦАХАЛа (Армия Обороны Израиля). По одной из версий, так батальон, в котором около 80% личного состава девушки, назвали еще и потому, что самцы и самки песчаной рыси внешне не отличаются друг от друга.

«Каракаль» был создан относительно недавно — в 2004 году. Но служить в израильской армии девушки начали значительно раньше. Это можно объяснить тем, что Израиль с момента провозглашения независимости в 1948 году, практически постоянно находится в состоянии войны. Не добавляют стабильности и соседи — граничащие с парламентской республикой Ливан, Сирия, Египет, Сектор Газа, Западный берег реки Иордан. Учитывая, что численность населения Израиля относительно небольшая (в настоящее время — чуть больше 9 миллионов человек), власти в наиболее трудные периоды истории (например, Война за Независимость или Арабо-Израильская война 1947-1949 годов) были вынуждены призывать в армию практически всех.

В середине прошлого столетия израильские девушки активно участвовали в боевых действиях, летали на самолетах. Иными словами, их роль в рядах вооруженных сил Израиля была такой же, как и мужчин.

Со временем отношение к «солдаткам» пересмотрели. Женщины в Израиле должны были по-прежнему служить в армии, но вот во многие армейские подразделения  путь им оказался закрыт. «Служба в армии — высшее проявление гражданского долга. И пока мужчины и женщины не равны в праве на исполнение этой почетной обязанности, нельзя говорить об их подлинном равноправии. Воинская служба дочерей Израиля является одной из основ нашего государства», — заявил Давид Бен-Гурион, премьер-министр Израиля, стоявший у истоков становления нового государства.

Некоторые дамы посчитали, что таким образом нарушались их права. В начале 90-х девушки начали активно бороться со сложившейся несправедливостью. Чаще всего такая борьба заключалась в отправлении различных петиций и подаче исков в суды. В итоге активисткам удалось своего добиться. Женщин допустили до службы в боевых частях. Дискриминация по половому признаку осталась в прошлом. Главным критерием стала мотивация и личные качества призывника. Девушки смогли нести службу в артиллерии, летной школе ВВС, в танковых частях. А лучшие становились «пустынными кошками».

Лучшие из лучших

Распределение в «Каракаль» — самое почетное, на что может рассчитывать призывница. В этом батальоне израильтянки действительно выполняют реальные задачи, а не занимают места на вспомогательных должностях как в других видах войск.

У истоков основания женского израильского спецназа стоял Яков Бен-Якир. Он много лет командовал спецподразделением 933-й пехотной бригады «Нахаль». Сейчас солдаты батальона «Каракаль» расквартированы на южной границе Израиля. Военнослужащие патрулируют территории на подступах к городу Эйлату на берегу Акабского залива, предотвращают проникновение террористов в центральные густонаселенные районы государства. Отличительными признаками военнослужащих батальона стали береты салатового цвета с пехотной эмблемой и красные десантные ботинки.

Стать «песчаной рысью» довольно непросто. Зачисление в этот батальон чем-то напоминает поступление в престижный вуз. Порой на место претендуют 7-8 девушек. Служить предстоит решительным дамам не два года, как в других армейских подразделениях, а три — наравне с мужчинами. К тому же кандидаткам необходимо пройти медицинскую комиссию, сдать экзамены на физическую выносливость и психологические тесты. Но и успешное прохождение вступительных испытаний вовсе не означает зачисление в отряд «песчаных рысей». Так, если девушка является единственным ребенком в семье, то кандидатка должна сначала предоставить письменное согласие от родителей. Без него в батальон не зачислят.

Намного проще тем патриоткам, у которых есть брат или сестра. В таком случае родители могут узнать о распределении дочери уже постфактум. Как правило, решением дочерей служить в таком батальоне родители остаются недовольны.
Это легко объясняется. О том, что служба в «Каракаль» «и опасна, и трудна» говорит наличие могил на воинском кладбище в Иерусалиме, которые принадлежат молодым «песчаным рысям».

В ходе боевой подготовки «солдатки» получают те же воинские специальности, что и мужчины. Требования к сдаче нормативов в большинстве случаев точно такие же. «Скидку» на пол никто не делает.

Практически нет никаких послаблений и в обмундировании. Общий вес экипировки девушек составляет около 32 килограммов. Правда, со временем командование израильской армии все-таки учло особенности строения женского организма и приступило к разработке специального бронежилета. Задумка оказалась успешной — изобретение позволило грамотно перераспределить вес. По отзывам самих служащих девушек, новые жилеты оказались очень удобными и функциональными.
Позже изменения затронули программу подготовки и вступительных испытаний. Нагрузки не стали меньше, чем у мужчин. Изменился лишь набор упражнений.

Здравствуй, юность в сапогах!

Понятно, что служба в армии — дело не из легких. Но даже в сложных условиях  строжайшей солдатской дисциплины девушкам позволяют использовать косметические средства для ухода за собой. Так, им разрешен легкий макияж, они могут красить волосы (при этом цветовая гамма значительно ограничена — предпочтение нейтральным оттенкам), делать маникюр (опять же используя прозрачный, нежно-розовый или бежевый лак). Допустимо и использование парфюма (ненавязчивый аромат).

А вот что точно не допускается, так это романтические отношения между сослуживцами (мужчины и женщины служат в «Каракаль» вместе). Порой, конечно, любовные отношения завязываются. Без этого никуда. Тем более, что по израильским законам служить могут только те девушки, которым еще не исполнилось 26 лет, которые не замужем и не имеют детей. Данные ограничения как бы подводят к тому, что армия — идеальное место для того, чтобы встретить свою вторую половинку. Но вышестоящее начальство старается жестко пресекать такую привязанность. Если девушку и юношу, служащих в 33-м батальоне, уличат в «делах амурных», их тут же разлучают и отправляют служить в воинские части, дислоцированные в различных концах страны. Несмотря на довольно жесткое «закручивание гаек» «Каракаль» успел прославиться скандалами из-за солдат, вступающих в любовные отношения друг с другом.

Одинаковое отношение и к мужчинам, и к женщинам в израильской армии — некое лукавство. Власти страны на протяжении многих лет тратят большие средства на проведение исследований, касающихся эффективности службы в армии девушек. Удалось установить, что у женщин меньше мышечная масса, шаг короче мужского, ниже способность к аэробным и анаэробным нагрузкам, они подвержены гораздо больше так называемым «стрессовым переломам» из-за накапливаемых микротравм (получить травму «солдатки» могут даже от длительного стояния на месте).

В результате таких исследований требования к дамам в «Каракаль» понемногу снижаются. Существует даже негласное требование руководства ЦАХАЛа — держать женский батальон подальше от районов настоящих боевых действий.

Заявить об этом в открытую пока власти не готовы. Во-первых, это может привести к недовольству общественности как в 90-е годы. А во-вторых, в случае начала серьезного вооруженного конфликта можно оперативно забыть про короткий женский шаг и вспомнить, что дамы отлично умеют обращаться с оружием и им известно, что такое настоящая армейская дисциплина.