31/07/23

Петр Бадмаев: судьба «тибетского» лекаря Распутина и семьи Николая II

Петр Бадмаев поддерживал тесные отношения с членами семьи Романовых и Григорием Распутиным. Существовали слухи о том, что Распутин использовал особые травы для лечения цесаревича от гемофилии. Однако, после революции, такая близость к упомянутым персонам сказалась на судьбе Бадмаева.

Православный тибетский лекарь с образованием

На самом деле Петр Александрович Бадмаев не был тибетцем, как его часто называют в литературе, а практикующим врачом тибетской медицины бурято-монгольского происхождения. Жамсаран родился в 1851 году в семье зажиточного скотовода. Мало того, Бадмаев был потомком Чингисхана по женской линии, да и крестным отцом его стал император Александр III. Приняв православие, Бадмаев взял себе имя Петр в честь Петра Великого и обзавелся отчеством Александрович.

Ева Ингеборг Фляйшхауэр, специалист по истории Восточной Европы, в своей книге «Русская революция» пишет о том, что Петр Бадмаев получил хорошее образование: после окончания гимназии он перебрался в Петербург, где поступил на восточный факультет университета. Также Бадмаев прослушал полный курс Военно-медицинской академии. Есть мнение, что он отказался от получения диплома для того, чтобы не быть «официальным» врачом, а лечить больных, используя принципы тибетской медицины.

Целитель и сливки общества

В 1873 году умер брат Петра Бадмаева, который занимался в Петербурге целительством с помощью тибетских трав. Бадмаев расширил практику брата, организовав частную клинику для состоятельных особ, которые не доверяли традиционной медицине. У Бадмаева, как утверждает Эдвард Радзинский, автор книги «Тираны России и СССР», лечились министры Сергей Витте и Александр Протопопов, митрополиты Киевский и Московский, а также члены семьи Николая II и Григорий Распутин.

Последний называл Петра Бадмаева «хитрым китайцем». Монархист Владимир Пуришкевич, который впоследствии принял участие в убийстве Распутина, рассказывал, что тот говорил о двух настойках, которые умел делать Бадмаев. Одна настойка повышала потенцию, а вторая – лишала ума. В Петербурге поговаривали, что второй настойкой Распутин поил царя. Также ходили слухи, что цесаревича, страдавшего гемофилией, «старец» лечил с помощью трав, которыми его снабжал Бадмаев.

Планы, которым не суждено было сбыться

Но Петр Бадмаев целительством свою деятельность не ограничивал. Он пытался влиять на Николая II. Ратуя за тибетцев, немногие из которых смогли простить ему переход в христианство, Бадмаев писал императору письма о значении Тибета для интересов России. «…Неужели истинно русский человек не поймет, сколь опасно допущение англичан в Тибет…» - негодовал Петр Александрович. На Тибет был отправлен с разведкой подъесаул Уланов, но война с Японией перечеркнула все начинания.

Впрочем, гораздо более серьезный удар по Бадмаеву нанесла Февральская, а потом и Октябрьская революции. В 1917 году Петр Александрович как лицо приближенное к Николаю II был выслан в город Хельсинки. Правда, есть версия, что Временное правительство выслало Бадмаева совсем в другое место, а вот задержан он был именно в Хельсинки. Как бы то ни было, вскоре тибетский лекарь вернулся в Петроград, где продолжил заниматься целительством. Несколько раз его арестовывали большевики, но умер он в своей постели в 1920 году.