Петр Машеров: что не так с гибелью главного претендента на пост генсека

Первый секретарь компартии Белорусской ССР Петр Миронович Машеров, согласно официальной версии, погиб в 1980 году в результате автомобильной аварии. Однако, по мнению некоторых экспертов, обстоятельства его смерти вполне могут являться косвенными доказательствами самого настоящего убийства.

Обычная авария?

На момент гибели Петру Машерову исполнилось 62 года. Он руководил Белоруссией более 15 лет, в течение которых республика расцвела и неизменно занимала первые места среди других по многим показателям. По словам его современников, у Машерова была чистейшая репутация, он был очень обаятелен и скромен как в поведении, так и во внешней атрибутике. Его крайне недорогой костюм сразу бросился в глаза прокурору Владимиру Калиниченко, который после аварии приехал в морг.

В тот день 4 октября 1980 года около половины третьего Машеров в черной автомашине «Чайка», которой в те времена традиционно пользовались высокопоставленные чиновники, в сопровождении охраны и 2-х автомобилей «Волга» выехал из Минска для того, чтобы посетить ближайшие колхозы. Через полчаса на Московском шоссе на встречную полосу выскочил грузовик и столкнулся с «Чайкой». Машеров, занимавший переднее сиденье рядом с водителем, погиб.

Убийство?

Гибель Машерова объявили несчастным случаем. Виновным в ДТП признали водителя злополучной грузовой машины по фамилии Пустовит. Однако дочь Машерова одна из первых высказала предположение о том, что ее отца убили. Основными мотивами для преступления могли явиться настоящая должность Машерова или же его предстоящее назначение: якобы, он был основным претендентом на пост главы правительства СССР. Этой же точки зрения придерживались не только рядовые жители Белоруссии, уважавшие своего главу, но и некоторые представители тогдашней элиты. Например, Эрмек Ибраимов, сын председателя Совмина Киргизии, тоже утверждал, что смерть Машерова не была случайностью.

В пользу этой версии говорят множество фактов. Во-первых, автомобиль Машерова сопровождали обычные гражданские машины без проблесковых маячков и сирены, а о выезде чиновника в нарушении всех правил его подчиненные так и не сообщили в ГАИ. Во-вторых, незадолго до аварии начальник личной охраны Машерова, который занимал данную должность более 12-ти лет, отчего-то вдруг перевелся на другую работу. В-третьих, в день катастрофы Машеров сел именно в «Чайку», а не в другой рабочий автомобиль «ЗИЛ», который наверняка выдержал бы удар.

Кроме того вызывают подозрения и обстоятельства самого ДТП. В действительности грузовиков было 2. Они двигались друг за другом навстречу кортежу. Водитель второй грузовой машины Пустовит утверждал, что шофер первой вел себя очень странно, то снижая скорость до 60-ти, то увеличивая до 80-ти км/час. Он просто не давал Пустовиту себя обогнать (Н. Зинькович, «Покушения и инсценировки от Ленина до Ельцина»). Потом впередиидущий грузовик резко затормозил, тем самым вынудив Пустовита выехать на встречную полосу, где тот и столкнулся с машеровской «Чайкой». Примечательно, что, по словам очевидцев, незадолго до аварии один из автомобилей сопровождения – белая «Волга» - ненадолго выезжала из колонны, будто подавая кому-то сигнал. Некоторые думают, что этот сигнал был предназначен для водителя первого грузовика.

…или несчастный случай?

Однако прямых доказательств того, что ДТП было подстроено, все-таки на данный момент нет. Кроме того сторонники несчастного случая с Машеровым приводят в доказательство своей версии множество доводов. Во-первых, по показаниям свидетелей, глава Белорусской ССР действительно терпеть не мог пафос. Именно поэтому он всегда запрещал водителям автомобилей сопровождения включать проблесковые маячки и сирены, а также отказывался ездить на мощных машинах марки «ЗИЛ».

Во-вторых, по мнению некоторых экспертов, вызывает подозрения и вышеупомянутый мотив. Дело в том, даже при условии того, что Петру Машерову действительно светило место главы правительства, его бы, скорее всего, просто до него не допустили бы. И для этого вовсе не обязательно было его убивать. Что же касается должности секретаря компартии Белоруссии, то, возможно, кто-то и в самом деле метил на этот пост. Но опять-таки 100% доказательств подобным утверждениям нет.