Пилотка, лихо сдвинутая набекрень, стала символом РККА и Победы в Великой Отечественной войне, таким же стойким и узнаваемым, как, буденовка для Гражданской, или, например, кивер для эпохи наполеоновских войн.
Как появилась пилотка
Пилотка – сплюснутый с двух сторон головной убор с характерной складкой сверху, появилась в униформе различных армий мира на рубеже XIX и XX веков. Однако, возникла пилотка не из ниоткуда, у нее есть ряд предшественников. В России предком пилотки может считаться армейская фуражка XVIII столетия. Тогда фуражиры, то есть, люди, занимающиеся лошадьми и кормом для них (фуражом), носили шапки в виде мягких, свисающих на сторону колпаков. Эти колпаки назывались фуражками. Чтобы было удобнее работать, фуражиры приспособились складывать свои фуражки так, что образовывалась та самая складка сверху.
Англичане считают непосредственным предшественником пилотки шотландскую шапочку-гленгарри, а сербы – балканскую шайкачу. В Испании и во Франции в ходу тоже были некие «родственники» наших фуражных шапок, и об этом говорят кисточки, свисающие с тамошних пилоток.
В армии мира пилотку начали внедрять перед Первой мировой войной. Первоначально она была головным убором летчиков, широкое распространение получила и во флоте. В русской армии пилотка появилась в 1913 году и в официальных документах именовалась «мягкой складной шапкой». Но, поскольку носили ее первоначально исключительно авиаторы, за «мягкой шапкой» вскоре закрепилось название пилотки. Позднее этот головной убор появился и в обмундировании пехоты и артиллеристов. Эти пилотки отличались от летных: они были не черными, а хаки, и имели ремешок, опускавшийся под подбородок.
В РККА пилотку вначале носили лишь курсанты школ красных командиров и, разумеется, летчики. В 1935 году пилотка была введена для всего личного состава Красной армии. Несколько меняя покрой и цвет в зависимости от родов войск и звания носящего, пилотка дожила в Советской армии до 1988 года, когда была введена новая униформа.
Почему пилотку не любили красноармейцы
Несмотря на то, что пилотка прочно вошла в жизнь РККА и была частью обмундирования практически всех родов войск, солдаты полюбили ее не сразу. Это и неудивительно, поскольку пилотка — не самый удобный головной убор.
Прежде всего, она функциональна лишь при хорошей погоде: может защитить от жары, если очень уж печет солнце, ею можно вытереть пот с лица (что солдаты и делали постоянно). Однако, от холода пилотка не защитит, и ее может сорвать с головы любым мало-мальски сильным порывом ветра. Физическим трудом в пилотке тоже заниматься довольно неудобно.
Почему она, тем не менее, прижилась
Тем не менее, пилотка в нашей армии бытовала несколько десятилетий. Прежде всего, потому что она проста и недорога в производстве. Меняя цвет и фактуру ткани, цвет выпушки, можно сделать узнаваемый головной убор для любого рода войск с наименьшими затратами.
Пилотка удобна в качестве подшлемника, что особенно оценили и летчики, и танкисты, и пехотинцы, которые носили каски. Если по какой-то причине ее нужно снять, пилотка легко умещается в карман или пристегивается под погон гимнастерки.
Словом, недорого и в качестве летнего головного убора вполне функционально. А на зиму наши военнослужащие получали теплые шапки.
Кто еще носит пилотки
Наши солдаты пилотку больше не носят, но кое-где ее можно видеть и по сей день. Например, пилотка – часть формы пионерских и скаутских детских отрядов. С огромным изяществом пилотку носят стюардессы – она входит в их униформу.
Нередко пилотку используют для придания особого шика своим моделям различные кутюрье. И наконец, во многих армиях мира пилотка и по сей день — часть обмундирования.