Нацистская верхушка гитлеровской Германии еще до начала Великой Отечественной войны вынашивала планы по геополитическому разделу СССР на 4 рейхскомиссариата – «Балтенланд» (или «Остланд»), «Украину», «Кавказ» и «Россию» («Московию»).
Планы Розенберга
Кандидат исторических наук, историк-германист Лев Безыменский в своей книге «Особая папка «Барбаросса» приводит речь рейхсляйтера Альфреда Розенберга, который с июля 1941 года получил пост руководителя имперского министерства по делам оккупированных восточных областей. Розенберг ее произнес 20 июня 1941 года, и в общих чертах обрисовал принципы геополитического деления захваченных территорий СССР.
По поводу рейсхкомиссариата «Россия» («Московия») Розенберг выразил мнение, что «наше поколение окончательно с задачей по освоению этой территории, должно быть, не справится»: обозначенная докладчиком площадь составляла почти 3 млн. км и ее населяли порядка 60 млн. человек. Вдобавок значительные территории «Московии» на карте Розенберга выделялись белым как незаселенные.
В «Московию» должны были входить 8 генкомиссариатов с руководством в Москве, Ленинграде, Туле, Горьком, Кирове (Вятке), Казани, Уфе и Перми. Назывался каждый из них по городу, в котором располагался центральных орган управления генеральным комиссариатом.
Руководить рейхскомиссариатом «Московия» с резиденцией в советской столице решили назначить обергруппенфюрера СА Зигфрида Каше.
План «Ост»
Намерения поделить территорию СССР на рехйскомиссариаты историки прежде всего связывают с планом «Ост», разработанным в недрах СС под руководством рейхсфюрера Генриха Гиммлера как минимум за год до начала Великой Отечественной войны. Полного текста единого плана «Ост» нет, опубликованы его варианты. Сохранилось несколько писем Гиммлера Гитлеру с наметками этого проекта, причем из их текста следует, что данный план держали в руках очень немногие, он был сверхсекретным.
Из письма Гиммлера Гитлеру, датированного маем 1940 года, явствует, что уже на тот момент в проекте существовало деление еще не захваченного Советского Союза на рейхскомиссариаты. Известно, что группу, разрабатывавшую «генеральный план «Ост», возглавлял штандартенфюрер СС Конрад Майер, профессор Берлинского университета. Его участие в проекте было подтверждено впоследствии на Нюрнбергском процессе, на котором Майера приговорили к 2 годам и 10 месяцам тюрьмы (он был сразу освобожден из заключения вследствие отбытия срока).
Как писал историк Лев Безыменский, Майер работал над генпланом «Ост» вплоть до 1943 года, поскольку Гиммлер неоднократно правил этот документ. На суде было установлено, что более поздние редакции «Оста», к которым приложил руку Мейнер, обнаружились только в 50-х и 70-х годах (сам подсудимый говорил о своей причастности к созданию первого варианта генерального плана). Вследствие того, что генплан так и остался на бумаге и принят не был, Мейнера по части предъявленных обвинений оправдали.
Западные историки Изабель Хайнеман, Вилли Оберкроме, Сабине Шлейермахер и Патрик Вагне в своем коллективном исследовании о генеральном плане «Ост» пишут, что в 1940-1943 годах Гиммлером были даны распоряжения разработать как минимум 5 вариантов действий Третьего Рейха по насильственному переустройству Восточной Европы, получивших в итоге название «Генеральный план «Ост». Большую часть этих проектов подготовил рейхскомиссариат по укреплению германской государственности, и только один из вариантов принадлежал главному управлению национальной безопасности.
Иллюзии и реальность
Бывший штурмбаннфюрер СС Эрих Корд в мемуарах «Иллюзии и реальность» писал, что рейхскомиссариат «Московия», как и другие подобные структуры, гитлеровцам так и не удалось создать, поскольку вермахт не смог захватить территории, которые включались в эти геополитические новообразования. А площадь той же «Московии» была гигантской – на севере она граничила с Ледовитым океаном, на юге – по Туркестан включительно, восточные границы простирались до сибирских городов Тобольска, Новосибирска и Омска, а также до Магнитогорска и Челябинска, включая все эти населенные пункты.
Близкий к Герингу обергруппенфюрер Зигфрид Каше, которого выбрали в качестве «наместника» «Московии», по словам Эриха Корда, вплоть до предпоследнего года войны рассчитывал занять эту должность и даже формировал «московский штаб», куда включил своих друзей (в 1947 году Каше был повешен в Хорватии за совершение военных преступлений в Югославии).