Начало 1984 года. Советская война в Афганистане безмерно затянулась. Надежды подавить сопротивление моджахедов в кратчайшие сроки не оправдались – оппоненты при помощи стран Запада смогли создать вполне боеспособные формирования и наладить поставку оружия. Из Пакистана боевикам перебрасывались вооружение, патроны и продовольствие, там же находились организованные при поддержке американской разведки центры подготовки. Руководство СССР осознало, что без блокировки караванных путей войну не закончить, и, чтобы перекрыть каналы поставки, было решено принять план «Завеса».
Одни на всех
«Завеса» предусматривала целый комплекс мероприятий, главная цель которых сводилась к контролю над дорогами на границе республики. Для этого производилась разведка местности, на путях устанавливалась разведывательно-сигнализационная аппаратура, сами караванные маршруты минировались. Не обходилось без засад и боев – уничтожение мятежников было одной из задач плана. Подозрительные караваны досматривались. При необходимости осуществлялся захват пленных, а также налёты на базы подготовки моджахедов, их склады вооружений.
Для таких масштабных мероприятий сил, имевшихся в Афганистане до 1984 года, просто не хватало. Тогда рейдами по местам скопления боевиков и ликвидацией складов вооружения противников занималось лишь небольшое число бригад, размещённых в восточных и юго-восточных районах страны. Провинции Кандагар и Гильменд были зоной ответственности 70-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады. Провинции Пактия и Логар – 56-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады. Вход из Ваханского коридора перекрывал 860-й отдельный мотострелковый полк. Ещё один полк – 191-й – базировался в провинции Газни. Наконец, за Кунар и Нангархар отвечала 66-я отдельная бригада.
Вместе им лишь в незначительной степени удавалось сковывать поставки вооружённым формированиям. По сути, они занимались пассивным охранением дорог. А для того, чтобы ускорить победу, необходимо было перейти к активному поиску караванов и их уничтожению, а это требовало укрепления группировки.
В марте 1984 года в восточные районы перебросили 154-й и 177-й отдельные отряды специального назначения. К тому моменту они уже находились в составе ограниченного контингента войск в Афганистане. Дополнительно им на подмогу из СССР в Кандагар был переброшен 173-й отдельный отряд специального назначения. Отдельно также действовала 459-я рота специального назначения, сформированная на базе дислоцировавшейся в Кабуле 15-й бригады.
В перехвате поставок подразделения были задействованы сразу же после переброски к месту назначения. Для обнаружения караванов использовалась специальная сигнальная аппаратура, выявлявшая передвижения на удалённых горных маршрутах, — прибор, который представлял собой сейсмоакустический датчик со встроенным радиопередатчиком типа «Реалия-У» 1К18. Обязанности по их установке легли на 897-ю отдельную роту разведки.
Операции проводились достаточно прямолинейно: в светлое время суток досмотровые группы высаживали к караванам прямо из вертолётов, в тёмное – организовывались засады на тропах.
Взятие границы под контроль
Уже к середине 1984-го стало понятно, что усилий трёх отрядов и одной роты всё ещё недостаточно. К тому же контроль требовался не только над приграничными с Пакистаном участками – поддержка моджахедам поступала и из Ирана. В июне было решено сформировать по примеру уже борющихся с караванами подразделениями ещё пять отрядов специального назначения: 186-й, 334-й, 370-й, 411-й и 668-й. Первым к выполнению задач в сентябре 1984 года приступил 668-й отряд, последним – в декабре 1985-го - 411-й.
Параллельно в ноябре 1984 года, согласно директиве Генштаба Вооружённых сил СССР, в каждом мотострелковом, парашютно-десантном, десантно-штурмовом и танковом батальоне 40-й армии, которая была костяком контингента в Афганистане, создали по разведывательному взводу – всего появилось 146 таких подразделений. Их также привлекали к выполнению задач в рамках «Завесы».
Чтобы координировать действия такой махины, в марте 1985 года в Афганистан были введены управления 15-й отдельной бригады спецназначения Туркестанского военного округа и 22-й – Среднеазиатского. К каждому из них были присоединены подразделения тылового обеспечения и радиосвязи. В 15-ю бригаду вошли 154-й, 177-й, 668-й и 334-й отряды, в 22-ю – 173-й, 370-й, 186-й, 411-й.
Численность каждой бригады составляла почти 2500 человек. В отрядах непосредственно по штату было 538 военнослужащих, но в рейдах и засадах из них участвовало порядка 340 бойцов. Всего солдат, имевших соответствующую подготовку и участвовавших в осуществлении плана «Завеса», в обеих бригадах и в 459-й роте насчитывалось около 2800. С учётом подразделений 40-й армии этого хватало, чтобы выставить одновременно 180 засад. На деле же ежедневно выставлялось не более 30-40 засад – ограничения накладывали необходимость ротации, отдыха и подготовки частей, а также возможности авиации.
К концу года почти все приграничные с Пакистаном и Ираном территории были разделены на зоны ответственности между бригадами и разведывательными подразделениями 40-й армии. Исключением стали лишь практически непроходимые из-за рельефа и крайне удалённые районы.
Ложка дёгтя
Активное осуществление «Завесы» продолжалось по апрель 1988 года. После того, как 14 апреля в Женеве были подписаны соглашения о политическом урегулировании в Афганистане, необходимость в контроле над приграничными территориями отпала. СССР в девятимесячный срок обязался вывести свои войска из республики, и уже к середине мая большая часть подразделений, участвовавших в реализации плана, покинула места дислокации и была выведена на территорию Советского Союза. Исключением стали 177-й и 668-й отряды 15-й бригады, которые до полного вывода войск оставались в Кабуле.
За время «Завесы», по оценкам военного руководства, удалось уничтожить порядка 17 тысяч моджахедов и взять в плен 825 человек, захватить и уничтожить 990 караванов с оружием и боеприпасами, обнаружить и ликвидировать 332 склада. Много это или мало, судить, не имея полного представления об объёмах поставок, сложно. По мнению историка Александра Волкова, советским войскам удалось перехватить лишь 12-15 процентов от общего числа караванов.
На качестве выполнения задач сказывалось, как в своей книге в книге «Афган. Разведка ВДВ в действии» пояснял подполковник ВДВ Валерий Марченко, четыре года прослуживший в Афганистане, отсутствие необходимого агентурного сопровождения и недостаток разведывательной информации. По его словам, часто приходилось совершать облёты на вертолётах в зонах ответственности, что никак не способствовало скрытности операций.
«Признаться, до тошноты насмотрелся я на бездарную работу «спецов», которая вызывала недоумение и разочарование. 1988 год, афганская война подходила к завершению, но они так и не научились быть подразделением специального назначения, отчего несли большие неоправданные потери», — вспоминал ветеран.
Часто, отмечают эксперты, большие потери в подразделениях специального назначения объяснялись недооценкой ситуации и элементарным невыполнением служебных инструкций. Так, допущенные командиром 4-й группы 2-й роты 186-го отряда нарушения при проведении засады привели к гибели 75 процента личного состава во время боя у кишлака Дури 31 октября 1987 года. Были убиты 12 из 16 солдат.
Всего за время выполнения плана в общей сложности погибли 580 военнослужащих – около четырёх процентов от всех потерь во время Афганской войны. 355 человек потеряла 15-я бригада, 199 – 22-я. Ещё 16 – 459-я рота.