В трудах готского историка Иордана, датированных VI веком, впервые встречается упоминание о народе меря — могущественном финно-угорском племени, населявшем просторы нынешнего Центральной России. Но уже к XIV веку этот народ практически растворился в истории. Последняя строчка о «некрещениих, наричеми меря» на берегу Галичского озера встречается в житии XVI века. Куда же исчезло целое племя? Историки предлагают несколько версий.
Ассимиляция
Наиболее распространенная теория — это не насильственное завоевание, а постепенная и добровольная ассимиляция. Как отмечал историк Василий Ключевский, славянская колонизация земель меря носила мирный характер.
Мирные меряне, занимавшиеся земледелием и охотой, были заинтересованы в военной защите от набегов кочевников. Славяне же, пришедшие с юга, представляли более развитое социальное общество. Этот союз был взаимовыгодным: меря перенимали новые технологии, а славяне осваивали земли.
Зачем Сталин включил Донбасс в Украину
Приняв христианство и войдя в состав Древнерусского государства, меряне сохранили право на свой язык и самоидентификацию. Лояльность славян привела к тесному культурному симбиозу, а последующее монгольское нашествие окончательно прервало связи меря с другими финно-угорскими народами, ускорив их слияние с русскими.
Слияние с марийцами
Альтернативная версия, которой придерживался исследователь финно-угорских этносов Матиас Кастрен, свидетельствует, что представители племени меря, не желая принимать монотеизм, вынуждены были уйти с исторической территории проживания на восток в сторону уральских гор, где примкнув к «протомарийским» племенам, стали одними из прародителей марийского этноса.
Произошло это событие после 1024 года, когда на Суздальское княжество обрушились природные катаклизмы в виде небывалой засухи, суховеев и преждевременных заморозков. Жрецы племени меря убедили своих сородичей, что причина этих неприятностей кроется в отказе от идолопоклонничества, и такое положение вещей будет продолжаться до тех пор, пока они не откажутся от христианства и не вернутся к своим религиозным истокам. Вспыхнувшее на этой почве восстание меря достаточно быстро было подавлено войсками Ярослава Мудрого, приказавшего отправить зачинщиков восстания в изгнание.
В этот самый период произошло разделение меря на три группы: первая - приняв крещение, осталась на насиженных местах; вторая – в поисках лучшей доли ушла в районы южней Волги (по правому берегу), а третья – отправилась на территории северней Волги (по левому берегу).
Те, кто направился на юг, впоследствии образовали основу марийского этноса, а «северные» меряне, осваивая труднодоступные области Заволжья, достигли новгородской земли и создали там «костромскую меря», ревностно оберегавшую свою религию, язык и традиции.
Нинель Кулагина: какие эксперименты ставили советские ученые на «девушке-телекинетике»
Когда государственные амбиции Киевской Руси достигли Новгорода, «костромская меря» вновь двинулась на восток и, добравшись до берегов реки Ветлуга, повстречалась со своими южными собратьями, которые к тому времени уже превратились в марийцев.
Образовав в XII веке общую страну черемисов, эти две ветви народа меря, тем не менее, сохранили в себе отличительные черты: «северные» меряне в культурно-бытовом плане были близки к новгородцам, а «южные» к жившему по соседству тюркскому племени булгар.
Приверженцы этой версии предлагают скептикам проехаться по населённым пунктам республики Марий Эл и увидеть своими глазами, как в одной деревне можно встретить марийцев, принадлежащих к двум разным антропологическим типам: одни представляют собой смуглых людей с узким разрезом глаз, а другие светлокожие с голубыми глазами. Вот они то и являются потомками «костромского меря».
Наследие меря
Несмотря на то, что представители племени меря давно смешались с другими этносами, за века своего существования они успели оставить свой след в истории.
Именно благодаря их усилиям на карте России появились замечательные города Суздаль и Плёс, Углич и Галич, Переяславль-Залесский и Владимир на Клязьме, которые все по ошибке причисляют к исконно славянским поселениям.
Канувший в небытие мерянский язык кажется не таким уж мёртвым, когда выясняется, что топонимы с окончанием «-гда», «-га» и корнем «-нер-», например, Шогда, Судогда, Вологда, река Ветлуга, озеро Неро, Нерехта восходят к лингвистической традиции этого этноса.
Произнося название города Талдом, современники говорят по-мерянски «дубовый дом», в то время как река Дубна не имеет никакого отношения к этому дереву, поскольку её название связано с мерянским словом, означающим «болото».
К наследию мерян лингвисты относят русские взаимоусиливающие слова, жить-поживать, жив-здоров, и знаменитое сказочное жили-были, а также букву «Ё», отсутствующую в славянских языках, не имевших контактов с этим племенем.
А самым знаменитым словом, которое российскому народу подарили представители племени меря является топоним «Москва», произошедший от корня «моска», то есть «конопля». Оказывается в древности, вокруг столицы возделывали конопляные поля, урожай которых шёл на изготовление пеньки, необходимой для шитья одежды и тары.

