В отношении еврейского населения в Российской империи на протяжении столетий действовало достаточно жесткое законодательство, ограничивающее их права и места проживания. Речь о так называемой «черте оседлости». Краткий период относительной либерализации при императоре Александре II сменился эпохой контрреформ и националистического курса его преемника, Александра III. Одним из самых резонансных проявлений этой политики стало принудительное выселение евреев из Москвы в 1891 году.
От послаблений к реакции
В царствование Александра II (1855–1881) часть антиеврейских законов была смягчена. Отдельные категории евреев (купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, ремесленники) получили право селиться за пределами черты оседлости, включая Москву и Санкт-Петербург. Это привело к росту еврейской общины в столице, многие представители которой преуспели в торговле, промышленности и банковском деле.
Однако убийство Александра II в 1881 году и последовавшая волна погромов кардинально изменили политический климат. В правящих кругах, особенно у ряда идеологов консервативного курса, таких как обер-прокурор Синода Константин Победоносцев и министр внутренних дел Николай Игнатьев, возобладала точка зрения, что «еврейская эксплуатация» стала причиной народного недовольства. Игнатьев прямо заявлял, что предыдущие реформы позволили евреям «захватить экономику».
Результатом стал свод «Временных правил» 1882 года, который фактически аннулировал многие либеральные послабления и даже еще больше ограничил экономическую активность еврейского населения в черте оседлости.
Указ о выселении
Новый, еще более жесткий этап наступил с назначением в 1891 году великого князя Сергея Александровича, брата императора, на пост московского генерал-губернатора. Он был известен своими резко антисемитскими взглядами и видел в «очищении» Москвы от евреев свою миссию. 28 марта 1891 года, в день празднования иудейской Пасхи (Песах), в газетах было опубликовано высочайшее повеление Александра III. Оно предписывало выселить из Москвы и Московской губернии евреев-ремесленников, механиков и мастеровых — категорию, которая как раз получила право на проживание по реформам Александра II. На тот момент в Москве проживало около 25–35 тысяч евреев (примерно 3% населения города).
Власти дали почти десять месяцев на исполнение — крайним сроком было назначено 14 января 1892 года. Выселение проводилось поэтапно: сначала взялись за нелегальных жителей и часть ремесленников, а к концу срока депортации подверглись даже отставные солдаты-евреи, имевшие законное право на поселение. Это привело к массовому разорению и гуманитарному кризису в пределах вынужденно покидаемой черты оседлости.
Государственный антисемитизм
Действия власти опирались на идеологический нарратив, сформированный консервативными публицистами и государственными деятелями. В своих отчетах Константин Победоносцев, например, жаловался, что евреи, сосредоточив в своих руках торговлю, активно работают по воскресеньям и православным праздникам, чем отвлекают народ от посещения церквей и разрушают его нравственные устои.
Московское выселение 1891–1892 годов стало ярким маркером ужесточения внутренней политики эпохи Александра III. Оно продемонстрировало отказ от интеграционной модели и возврат к политике жесткой сегрегации и дискриминации по религиозно-национальному признаку. Это событие не только нанесло удар по экономике города, но и четко обозначило курс на государственный антисемитизм, последствия которого ощущались вплоть до падения Империи.

