Путь Красной Армии до Берлина быть труден, тогда как американцы и англичане, захватывая Западную Германию, практически не встречали сопротивления. Не удивительно, что у них появился соблазн взять немецкую столицу первыми. Однако этого не произошло. И вот почему.
Поспешишь – людей насмешишь
Британский премьер Уинстон Черчилль был ярым приверженцем того, чтобы поторопиться и войти в Берлин первыми. «Если мы сознательно оставим русским Берлин, хотя могли бы его взять, то такое двойное событие может укрепить их убеждение… что всё сделано ими», – писал он в телеграмме американскому генералу Дуайту Эйзенхауэру 31 марта 1945 года.
Уже 12 апреля западные союзники остановились всего в 120 километрах к западу от Берлина. Дальше они продвигаться не стали, и это при условии, что сами немцы были настроены в пользу американцев. Германские офицеры неоднократно высказывались за то, что лучше сдать город англосаксам, нежели русским.
Но не стоит думать, что на подступах к столице Германии остановилась основная армия. В непосредственной близости оказались только передовые части, которые не могли принять весь удар на себя. Существовали опасения, что Берлин фашисты будут защищать из последних сил, тем более в городе на тот момент оказались сконцентрированы наиболее опытные подразделения.
Отсиделись в кустах
Генерал Омар Брэдли, командующим группой армий «12», также призывал не торопиться. Он обращал внимание вышестоящего начальства на то, что западные подступы к Берлину представляют множество естественных препятствий в виде рек, каналов, озёр. Их преодолеть без потерь, конечно же, не получится.
28 марта Эйзенхауэр решил схитрить. Он отправил напрямую послание Иосифу Сталину, в котором сообщал о важности нанести удар по Дрездену, а не по Берлину. Таким образом удалось бы разрезать рейх на две части. 1 апреля Иосиф Виссарионович дал ответ, в котором согласился с доводами союзниками. При этом Красная Армия вовсю уже готовила последнее решительное наступление на Берлин.
Впрочем, союзники могли особо не рваться в столицу из-за того, что ранее в ходе Ялтинской конференции было согласовано разделение Берлина на четыре части вне зависимости от того, кто именно там окажется первым. Американский истеблишмент решил не рисковать и спокойно отсидеться в стороне, предоставив действовать советской армии. «Берлинские куски» Британия и США всё равно получили…