17/05/23

Почему Брежнев перестал подписываться в документах украинцем после 1952 года

Во многих исторических текстах национальность Леонида Брежнева указывается как «украинец-русский». Связано это с тем, что до 1952 года советский политический деятель предпочитал представляться украинцем. Правда, вскоре он изменил свою национальную принадлежность.

Дома и стены помогают

Брежнев появился на свет в селе Каменское. Сегодня этот населённый пункт имеет статус города и территориально располагается в Днепропетровской области Украины. При этом родители будущего генсека всё же были русскими по национальности. Не исключено, что именно окружение и повлияло на самоидентификацию Леонида Ильича. В ранних автобиографиях он именовал себя украинцем. Данную национальность чиновник указал и в 1929 году в анкете статистического отдела ЦК КПСС.

Историк Сергей Плохий считает, что подчëркивая свою причастность к украинскому этносу, Брежнев просто хотел как можно быстрее продвинуться по карьерной лестнице. Дело в том, что на Украине в 20-30-х годах царила дискриминация по национальному признаку. Намного проще было занять руководящий пост, будучи украинцем, а не «пришлым». На этой «слабости» карьерист Леонид Ильич умело сыграл.

Как стать русским

Во время Великой Отечественной войны, а также после её окончания, Брежнев продолжал оставаться украинцем. Например, в соответствующей графе его паспорта, выданного в 1947 году, значилось — «украинец».

Однако Брежневу довелось работать не только на Украине, но и в Молдавии, Казахстане. При этом он никогда не называл себя молдаванином или казахом. Видимо, рассматривал занимаемые посты как «проходные».

После переезда в Москву Брежневу стало выгоднее быть русским. Национальность по-прежнему играла большую роль в вопросах трудоустройства и продвижения по службе. Из этого можно сделать вывод, что Брежнев тут же «переобулся» и стал русским.

Леонид Млечин, автор издания «Как Брежнев сменил Хрущёва», указывает, что генсек действительно считал себя украинцем — сказалась среда, в которой он вырос. И если бы, по мнению Млечина, «правильная» национальность не влияла на профессиональную сферу, то Брежнев и после 1952 года остался бы украинцем.