12/02/20

Почему чеченцы ассоциируют себя с волками

В традиционной чеченской культуре особая роль отводится образам волка и волчицы, с которыми ассоциируют себя храбрые местные мужчины и самоотверженные женщины. Олицетворяя собой бесстрашие, силу, мужество, стойкость и ловкость этот представитель фауны, известный под названием «борз», был неоднократно воспет в чеченском фольклоре, а также стал неофициальным символом страны.

Легенда о начале времени

В чеченском фольклоре волку посвящены сразу два ключевых предания - легенда о начале времен и легенда о скончании времен. В первом произведении народного творчества повествуется о периоде, когда Создатель стал заселять землю разнообразными животными и людьми. Вместе с жизнью он даровал каждому живому существу на планете свою Волю. Однако лишь волчица проявила стойкость в соблюдении заповеди о любви и уважении к иным тварям. Остальные безжалостно истребляли друг друга, нарушая завет Всевышнего. Желавшая всеобщего мира волчица пыталась вразумить жестоких зверей, но они только смеялись над ней, упрекая ее в слепом повиновении Богу. И количество зла на земле неуклонно росло. Разочаровавшись в собственных творениях Господь, послал на планету страшную стихию, которая должна была уничтожить её вместе со всеми обитателями. Солнце превратилось в кроваво-красное пятно, а с небес посыпался песок, подул ледяной ураганный ветер, который вырывал деревья и разрушал горы.

Трусливые звери и грешные люди, забыв обо всем и вся, стали искать убежище, и лишь отважная волчица бесстрашно пыталась заслонить своим телом собственных волчат. Бешеные порывы стихии срывали с неё кожу и мясо, оголяя кости, но она непоколебимо стояла на страже потомства, к которому стали прибиваться и хитрые люди, желавшие выжить, спрятавшись за ней.

Когда Всевышний увидел эту картину, он тут же усмирил бурю и, обратившись к волчице, молвил: «Ради тебя, храброе животное, я оставляю жизнь на земле, но я никого не прощаю». Позже избежавшие смерти люди подло расправились с мужественной волчицей, которая была свидетелем их предательства и малодушия. Этим объясняется укоренившееся в человеке стремление убивать волков, а также привычка этих животных одиноко выть, устремляя взор в небо.

Легенда о конце времени

Но если в начале времён волку удалось спасти от гибели не только себя, но и других представителей фауны, то, согласно другой чеченской легенде, в конце времен Аллах пощадит только этого смелого хищника. Всевышний снова пошлёт на землю ураган, и волк вновь будет противостоять ему, вцепившись когтями в горную скалу. В Судный день ветер будет рвать плоть зверя, а он будет несокрушимо стоять, не пытаясь найти укрытие. А когда ангелы в недоумении спросят у него, откуда он взял силы для сопротивления, серый ответит: «Под моими лапами оставалась земля моей Родины. Как же я мог не выстоять?»

Именно поэтому ту самую волчицу чеченцы считают своей прародительницей, а волка почитают как тотемное животное.

Волколюди, или берзлой

Историк Хасан Бакаев в работе «Люди Волка» обращает внимание на то, что в чеченском языке слово «волк» звучит как «борз», а лексема «волки» произноситься уже иначе - берзлой.

Суть в том, что на местном диалекте древний суффикс -лой буквально обозначает слово «люди», а волк является единственным зверем, к названию которого горцы добавляют данный аффикс.

Таким образом, уже в самом в чеченском языке закреплено традиционное представление горцев о своем происхождении от волков. Чтобы похвалить мужчину-воина, отметить его храбрость, дерзновенность и проворство, доблесть и бесстрашие, всегда было достаточно лишь сравнить его с волком и назвать берзлой.

Волчий характер

По мнению чеченцев, волк является самым справедливым и благородным зверем, который не боится вступать в открытую борьбу с превосходящим его по силе противником и который не пасует перед лицом опасности и даже смерти. Исследователь истории Кавказских войн генерал Василий Потто в одной из своих работ писал: «Кто-то справедливо заметил, что в типе чеченца, в его нравственном облике есть нечто, напоминающее Волка. Лев и Орел изображают силу, те идут на слабого, а Волк идет на более сильного, нежели сам, заменяя в последнем случае все – безграничной дерзостью, отвагою и ловкостью. И раз попадет он в беду безысходную, то умирает уже молча, не выражая ни страха, ни боли, ни стона».

Символ Ичкерии

Когда летом 1991 года на территории Чеченской Республики возникло самопровозглашённое и непризнанное государственное образование под названием Ичкерия, его сепаратистские власти решили поместить на свой герб образ смелой, самоотверженной и непокорной волчицы. Чёрно-белый эскиз, созданный художником Султаном Юшаевым, впервые был представлен публике в 1990 году на Первом чеченском съезде. Над волчицей, возлегающей с гордо поднятой головой, художник изобразил луну, а в нижней части герба расположил национальный орнамент и 9 звезд, соответствующих числу чеченских обществ — тукхумов.

Согласно альтернативной версии, авторство герба Ичкерии приписывается Алле Дудаевой –жене Джохара Дудаева, являвшегося вторым президентом самопровозглашённой Чеченской республики. Поговаривают, что прототипом для волчицы стал вожак волчьей стаи Акелла из советского анимационного фильма «Маугли».

Кстати, другой популярный мультфильм «Ну, погоди!» в те самые годы попал в опалу, поскольку считалось, что издевательства зайца над волком оскорбляли национальные чувства чеченцев и их официальный государственный символ.

Однако после ликвидации Ичкерии и фактического возвращения Чечни в состав Российской Федерации волчица исчезла с официального герба республики, хотя за пределами страны и в интернете чеченцы довольно часто используют прежний государственный символ.

В тот же исторический период государственным гимном Ичкерии была старинная боевая песня горцев, начинающаяся так: «Буьйсанна борз ехкаш дуьненчу девлла тхо» - «Мы родились той ночью, когда ощенилась волчица».

Каллиграфия

Исламский художник-каллиграф Мурад Магомедов, владеющий искусством красивого письма, отмечал, что в арабской каллиграфии весьма редко можно обнаружить совпадение начертания слова с формой образа, который оно выражает. Одним из таких исключений является слово «Чечня», в написании которого легко можно распознать голову волка.

Суеверия

Желая, наделить новорождённого сына силой и мужеством, чеченцы часто нарекали мальчика именем Борз, то есть волк.

Чтобы оградить малыша от напастей, ему на шею вешали оберег из волчьего зуба или когтя, а для защиты жилища от дурного глаза использовали магический амулет из волчьего сухожилия задней ноги или хвоста.

Встреча средь бела дня с волком сулила чеченцу удачу и успех в важных делах.