12/11/22

Почему детей опасно учить плавать раньше, чем они научатся ходить

Обучение плаванию младенцев до года было популярным во всем мире. В России методика «Плавать раньше, чем ходить» активно практиковалась в конце прошлого века и почти всеми прогрессивными родителями. Сегодня ученые утверждают, что для детей вовсе не полезно раннее развитие их действий в воде. Но в чем же причина подобных изменений в воспитании?

Не могут научиться плавать стилями

Еще в СССР, когда стала популярной методика грудничкового плавания, некоторые специалисты к ней относились с сомнением. Автор методики — Захарий Павлович Фирсов, спортивный деятель, арбитр, генерал-майор медицинской службы, утверждал, что при помощи раннего плавания, родители, помимо прочего, закаливают своих детей, выстраивая для них комфортную профилактику простудных заболеваний. Ведь начинать занятия с малышами можно было в домашней ванне, собственными силами семьи, но с условием использования для этих целей определенной температуры воды, постепенно доводя ее до 27 градусов Цельсия.
Годовалый ребенок должен был в конце курса Фирсова хорошо держаться на воде, уметь задерживать дыхание и нырять на 5-8 секунд. В дальнейшем эти возможности, по мнению автора методики, предохраняли человека от возможного утопления в природных водоемах.

Однако уже тогда, в 1980-х годах, советские тренеры по плаванию негативно относились к методике Фирсова и старались не брать в секции олимпийского резерва детей, которые таким образом начинали свое знакомство с водой. Эти спортивные специалисты утверждали, что в раннем возрасте дети просто не способны обучаться плаванию, потому что их нервная система недостаточно развита для этого. И в дальнейшем такой ребенок не сможет овладеть даже простейшими стилями плавания — кролем и брассом, требующими правильного дыхания. Поэтому он на всю жизнь будет обречен плавать при помощи «природного» способа, называемого в народе «по-собачьи», и никогда не сможет научиться преодолевать большие расстояния на воде быстро и легко.

Возможно возникновение нервных расстройств

Однако сегодня ученые считают, что метод «Плавать раньше, чем ходить» — опасен прежде всего потому, что провоцирует негативные последствия для здоровья, правда, не всех детей, а тех, кто склонен к неврологическим проблемам.

Сергей Вячеславович Савельев, российский ученый-биолог, эволюционист, палеоневролог, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАМН, уверен, что учить детей сначала плавать, а затем ходить крайне вредно. Во время формирования мозга у ребенка возникают устойчивые связи между нейроцентрами. И если малыш учится плавать, еще не умея ходить. то эти связи так и останутся характерными для управления движениями в воде. А когда ребенка затем заставляют учиться ходить, он уже это делает не за счет архаичных древних центров вестибулярного аппарата, а благодаря коре головного мозга с новыми «водными» установками. И в такой ситуации зачастую в нейромозговых структурах малыша возникает рассогласование. В результате, у этих детей, особенно выросших в городе, по мнению профессора Савельева, в дальнейшем порой возникают эпилептогенные состояния или могут развиться другие тяжелые нервные расстройства. А все потому, что природой заложено прямоходящим существам сначала учиться держаться на ногах, а уже потом на воде, поскольку это физиологически правильно.

Могут быть проблемы с координацией движения

Если первыми действиями ребенка будут не ползание и попытки ходить, а именно удерживание тела на воде, то в дальнейшем у него могут возникнуть проблемы с координацией движений. Профессор Сергей Савельев объясняет это тем, что работа рецепторов у людей тоже формируется последовательно, а в случае с ранним плаванием она оказывается нарушена. Прежде всего это относится к рецепторам гравитационной чувствительности и углового ускорения. Ведь первыми мышечными познаниями малыша при грудничковом плавании будет почти невесомость собственного тела, а не возможность удерживать равновесие в вертикальном положении. А это очень вредно для развития рецепторов.

Чтобы не рисковать будущим детей и не устраивать над их нервной системой опасных экспериментов, все же их следует обучать различным возможностям последовательно. Ребенок сначала должен научиться хорошо держаться на ногах, только тогда следующим осознанным умением может стать плавание. И в таком случае оно не принесет никаких негативных последствий в дальнейшей жизни.