Деревенская традиция vs. городской уклад
Важно разделять практики. В деревнях бани были частными, семейными. Мылись в них по очереди: сначала мужчины с детьми, затем женщины. А вот в городах общественные бани, часто построенные у реки для быстрого охлаждения, действительно были общим пространством. Внутри, разделенные лишь на предбанник, моечное отделение и парную, они собирали под свои своды людей всех сословий, полов и возрастов.
«Рассадники разврата»: вековая борьба властей с традицией
Для церкви и государства такая открытость телесности была вызовом. Первый удар по традиции был нанесен еще в 1551 году решениями «Стоглава». За ним последовали указы 1646 и 1741 годов, прямо запрещавшие «мужикам и женкам париться вместе». Однако указы оставались на бумаге: народ упорно игнорировал запреты, не видя в совместном мытье греха.
Как отмечает исследователь Андрей Дачник, для русского человека того времени баня была местом гигиенической и социальной процедуры, а не оргией: «…совместное посещение… имело лишь весьма ограниченный сексуальный подтекст, который проявлялся лишь в шутках, флирте, но ни в чём более серьёзном».
Шок иноземцев: «нагие… со самою вздорною болтовнею»
Если для русских это была норма, то для европейцев — шок и свидетельство дикости. Вот свидетельство барона Августина Майерберга, посла римского императора Леопольда при дворе царя Алексея Михайловича, оставленное в 1661 году: «В общественных банях бывают в большом числе и женщины простого звания; но хотя моются там отдельно от мужчин за перегородкой, однако ж совсем нагие входят в одну дверь с ними, а если которой-нибудь придет такая охота, она остановится на ее пороге, да и не стыдится разговаривать при посторонних с мужем, который моется, с самою вздорною болтовнею.
Устав Екатерины II
Екатерина II жаждала прослыть цивилизованной императрицей. И одним из важных шагов на этом поприще стал Устав благочиния от 1782 года, по которому было запрещено совместное посещение мужчинами и женщинами торговых бань, а дети противоположного пола имели право находиться в мужском или женском отделении только до 7-летнего возраста.
Однако полностью общие бани ушли из обихода только в первой четверти XIX столетия, при Александре I.
