Говоря о первых месяцах Великой Отечественной войны, обычно сравнивают тактико-технические характеристики советских и немецких танков, забывая, что в составе бронетанковых сил вермахта были трофейные чешские танки LT vz.38 или Pz.Kpfw.38(t) по немецкой спецификации — весьма совершенные лёгкие танки, ставшие, без преувеличения, символом блицкрига.
Броня крепка и танки быстры
Перед Второй мировой войной Чехословакия была одной из ведущих танковых держав, что обеспечивалось, в частности, конкуренцией между компаниями Škoda и ČKD. Бронетехника производства последней поступала на вооружение не только в чехословацкую армию, но и в Румынию, Иран, Швецию.
В октябре 1937 года министерство обороны Чехословакии объявило конкурс на создание нового лёгкого танка взамен LT vz.35, вызывавшего так много нареканий, что госзаказ на эти машины снизили в два раза — до 300 машин. Škoda предоставила слегка модифицированный вариант всё того же LT vz.35, тогда как ČKD вышла на испытания с новым лёгким танком, с увеличенной мощностью двигателя, возросшей до 25 мм толщиной брони (на тот момент это было вполне серьёзное бронирование в силу отсутствия противотанковой артиллерии) и усовершенствованной башней. Танк прошёл без малого 6 000 километров без нареканий, тогда как образец Škoda при вдвое меньшем пробеге неоднократно ломался и отказывался работать. Доработанный прототип ČKD предстал перед высокой комиссией 1 июля 1938 года. Танк был принят на вооружение как Lehký tank vz.38, сокращенно LT vz.38. Первая партия состояла из 150 машин, заказ должен был быть закончен в феврале 1939 года. LT vz.38 представлял из себя шедевр инженерной мысли, был прост в эксплуатации и ремонтопригоден в полевых условиях. 37-мм орудие пробивало броню толщиной 38 мм на расстоянии до полукилометра. Вооружение дополняли два тяжёлых пулемёта калибра 7,92 мм. Разве что броня была клёпаная, а не сварная, но варить броню тогда мало кто умел.
Единственное, что не устраивало чехословацких военных — цена нового танка, на треть превышавшая стоимость LT vz.35: 640 180 чешских крон ($25 600). Для сравнения, на экспорт советские Т-26 поставлялись по цене $20 000, а БТ-5 — $30 000. При этом LT vz.38 по всем параметрам превосходил предшественника, что и обусловило высокую цену. Переговоры шли два месяца, в результате производитель заключил контракт на поставку 100 танков за 620 146 крон за штуку и 50 — за 619 570 крон.
К сожалению, к моменту вторжения Германии в Чехословакию были готовы всего 10 танков без вооружения, так что военная судьба LT vz.38 началась уже в составе бронетанковых сил вермахта.
На службе Гитлера
Вопреки распространённому мнению, в конце тридцатых годов танковый парк Германии оставлял желать лучшего и захват производственных мощностей ČKD, готовых к производству лучшего на тот момент европейского лёгкого танка, был своего рода подарком судьбы. Специалисты германского Департамента вооружений были покорены чешским лёгким танком. В вермахте трофейный танк получил индекс Pz.Kpfw.38(t). и стал основной ударных бронесоединений, отлично показав себя в польской и французской кампаниях. По состоянию на начало июня 1941 чешский трофейный танк составлял порядка 17% танкового парка вермахта.
К началу вторжения в СССР танк был модернизирован и превосходил по ТТХ советские лёгкие Т-26 и Т-60, не говоря о пулемётных плавающих Т-37, Т-38 и Т-40. В армии вторжения Pz.Kpfw.38(t) занимал почти пятую часть всех танков. Имевшиеся на вооружении РККА на 1941 год противотанковые средства были бессильны против чешского танка. По своим характеристикам он превосходил немецкий Pz.Kpfw.II Ausf.C, вплотную приближаясь к Pz.Kpfw.III Ausf.E, чьё производство Германия налаживала с трудом. В модификации Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G машина стала, пожалуй, лучшим лёгким танком в мире. Танк с модификациями выпускался на протяжении всей Второй мировой войны. В боях с РККА машина участвовала вплоть до конца 1942 года, когда советский танковый парк насытился средними Т-34-76, против которых лёгкой машине было уже не выстоять. Тем не менее, Pz.Kpfw.38(t) продолжали использовать на Западном фронте и в антипартизанской борьбе как в СССР, так и Европе. Кроме того, танк применяли в разведке и для несения патрульной службы. После Второй мировой войны танк наконец-то поступил на вооружение чехословацкой армии, где служил до начала шестидесятых.
Гитлер не был готов к мировой войне и не мог к ней подготовиться по причине нехватки ресурсов! Поэтому, он пытался «поднять Германию с колен» авантюрами аншлюссов, требующими ограниченных ресурсов. Попав в ловушку Пакта Молотова-Риббентропа, необоснованно уверовав в «благожелательный нейтралитет» Сталина, Гитлер обнаружил, что союзник-Сталин собирается ударить ему в спину «освобождением Европы». Идей, лучших, чем авантюра Барбароссы, у Гитлера не нашлось. Как не нашлось и танков. Поэтому, ударил тем, что сумел найти.