05/01/20

Почему Гитлер испугался наступать на Москву в 1942 году

В результате Битвы за Москву войска вермахта были не только остановлены на подступах к столице, но и, после контрнаступления Красной Армии, отброшены назад. В сознании широкой аудитории воспринимается, что после того, как немцы были вынуждены отступить и понесли огромные потери, угроза наступления на Москву миновала и дальнейшие боевые действия Великой отечественной войны шли вдалеке от столицы.

Однако это мнение неправильное, и сложилось в результате того, что в советское время очень большое количество операций войны утаивалось или искажалось. В ходе наступления Красной Армии в декабре 1941 года немецкие войска были отброшены, но на разных участках вермахт отступил на разные расстояния. В районе Ржева, Вязьмы, Гжатска образовался выступ в сторону Москвы. Линия фронта проходила всего лишь в двух сотнях километров от столицы. А советское руководство хорошо помнило печальный опыт 1941 года, когда немецкие танковые клинья легко преодолевали гораздо большие расстояния и остановить их не удавалось.

Конечно, под Москвой вермахт понес огромные потери, почти все танки остались на полях сражений и вдоль дорог, по которым немцы отступали. Но было понятно, что через какое-то время немецкая армия сможет восстановить свои силы. Поэтому Ржевский выступ необходимо было ликвидировать. Чем безуспешно и занималась Красная Армия в течении всего 1942 года. Советские историки утаивали одно из самых крупных сражений Второй Мировой войны, и читатели Советского Союза ничего о нём не знали.

Впервые о сражении подо Ржевом стало широко известно из книги американского историка Дэвида Гланца «Крупнейшее поражение Жукова. Катастрофа Красной Армии в операции «Марс» 1942 г.». Причем Гланц писал лишь про один из эпизодов грандиозного сражения, которое было гораздо масштабнее. Сегодня о Ржевской битве известно много, современным историкам эта тема, как и любые, ранее утаиваемые, особенно интересна.

В основном боевые действия Красной Армии по ликвидации Ржевского выступа рассматриваются, как возможность окружения и разгрома крупной группировки немецких войск. Однако ликвидация Ржевского выступа преследовалась и другая цель, которая, возможно, имела большее значение для советского руководства. Речь о том, что в любой момент вермахт мог использовать Ржевский выступ как плацдарм для наступления на Москву.

Ситуацию усугубляло ещё и то, что Ржевский выступ был не один. В начале 1942 года, в ходе наступления Северо-Западного фронта образовался Демянский «котёл». Немцы смогли пробить коридор к своим окруженным войскам и «котёл» превратился в выступ. Ликвидацией этого выступа советские войска занимались весь 1942 год и тоже безуспешно.

Если посмотреть на карту советско-германского фронта 1942 года, в центральной и северо-западной части можно видеть только красные стрелки советских наступательных операций. Немцы, как известно, на этих участках фронта наступления не вели.

Однако если посмотреть на карту так, чтобы видеть сразу и Ржевский и Демянский выступы, то легко заметить, что сходящийся удар с обоих плацдармов мог привести к окружению всего Калининского фронта, с последующим ударом на Москву по печально известному уже можайско-волоколамскому направлению. О том, как немцы успешно проводили такие операции в 1941 году в Красной Армии хорошо помнили.

По этой причине командование РККА не только держало на этих направлениях огромные силы, и почти непрерывно атаковала немцев. Вокруг Москвы, для её непосредственной обороны, постоянно были сосредоточены силы, превышающие по размерам армии многих европейских стран.

Про Московскую зону обороны (МЗО) упоминается во многих источниках. Но не все понимают, что речь идёт не про некую территорию, а структуру. Это оперативное объединение Красной Армии, по своим размерам аналогичное фронту. Задачей МЗО была непосредственная оборона столицы, от окраин до центра города. В декабре 1941 году она включала две армии: 24-ю и 60-ю, в составе которых было 12 стрелковых и 1 кавалерийская дивизии, 12 стрелковых бригад, 5 пулемётных и 9 отдельных стрелковых батальонов. Численность составляла около двухсот тысяч человек.

После разгрома немцев под Москвой на базе 60-й армии была сформирована 3-я ударная, а 24-я армия переформирована в 1-ю резервную. Про Московскую зону обороны уже почти не упоминали, но это не значит, что её не было. В начале 1942 года в состав Зоны была включена 3-я сапёрная армия, которая начала строительство укрепленных районов вокруг Москвы. В 1941 году реально никаких оборонительных сооружений не было создано, и почти все сохранившиеся до сих пор укрепления военного время, построены уже в 1942 году.

В соответствии с постановлением No1501сс «О строительстве новых и восстановлении оборонительных рубежей», было сооружено 12 укрепленных районов, более 30 тысяч ДОТов и ДЗОТов, сотни километров противотанковых рвов и проволочных заграждений, десятки тысяч противотанковых препятствий. Как следует из справочника «Боевой состав Советской армии 1941-19145 гг.», летом 1942 года в составе МЗО, было 11 стрелковых дивизий, 10 УРов, 2 стрелковых бригады, 18 артиллерийских полков, 2 саперные бригады и другие части. В течение года состав существенно не менялся, некоторые соединения отправлялись на фронт, но их сменяли другие и МЗО продолжала оставаться крупным объединением войск.

Немцы вывели свои войска с Демянского плацдарма в феврале 1943 года, с Ржевского — в марте. Однако и после этого советское руководство ожидало возможного удара на Москву. И лишь 15 октября 1943 года вышел приказ НКО об упразднении Московской зоны обороны. Было решено, что угроза столице полностью миновала.