В 1992 году Михаилу Горбачёву запретили выезжать за границу. Бывшего лидера уже распавшегося СССР заперли в стране, потому что он не явился на судебное заседание, которое сам Михаил Сергеевич охарактеризовал как «балаган».
Запрет КПСС
6 ноября 1991 года указом Бориса Ельцина была запрещена Коммунистическая партия Советского Союза, ранее являвшаяся основным институтом государственности СССР. В указе отмечалось: «КПСС никогда не была партией. Это был особый механизм формирования и реализации политической власти путём сращивания с государственными структурами или их прямым подчинением КПСС».
В тот момент Михаил Горбачёв обратил внимание, что данный запрет выходит за рамки полномочий Ельцина. Борис Николаевич в свою очередь заявил, что не запретил КПСС, а лишь приостановил её деятельность.
В любом случае, упразднение партии было воспринято почти без сопротивления. Недовольство указом Ельцина выразила лишь некоторая часть коммунистов. 27 декабря 1991 года группа лиц, в состав которой входили заведующий отделом ЦК КПСС Иван Рыбкин, народный депутат Михаил Лапшин и лётчик-космонавт Виталий Севастьянов, обратилась в Конституционный суд с заявлением о признании незаконным ельцинского запрета.
Запертый Горбачёв
30 сентября 1992 года в Конституционном суде свидетельские показания по «делу КПСС» должен был дать Горбачёв. За несколько дней до назначенной даты последний лидер СССР передал в СМИ письмо с отказом от явки на заседание. В начале октября Конституционный суд напомнил Михаилу Сергеевичу о необходимости явиться на процесс. Горбачёв вновь не пришёл.
В итоге Михаила Сергеевича оштрафовали за неявку в суд на 100 рублей. А Министерство иностранных дел и Министерство безопасности получили указания не выпускать бывшего советского лидера за границу, пока он не придёт на заседание Конституционного суда и тем самым не выполнит свой гражданский долг.
В связи с этим Горбачёв отменил все запланированные поездки. А в нескольких беседах с журналистами он заявлял, что его можно доставить в суд только силой и в наручниках. Сам судебный процесс Михаил Сергеевич назвал «политическим шоу», «балаганом» и «спектаклем».
Решение суда
Процесс по «делу КПСС» под председательством судьи Валерия Зорькина длился до 30 ноября 1992 года. В итоге причастность коммунистической партии к преступлениям доказать не удалось. Запрет деятельности КПСС был признан неконституционным и отменён. Суд также постановил, что коммунисты могут создавать первичные парторганизации на местах. Одновременно с этим в силе остался роспуск руководящих структур КПСС.