Почему Иван Поддубный писал свою фамилию по-украински

После обострения отношений между Россией и Украиной начался доходящий до абсурда «передел» исторических персоналий. Украинцы уже «присвоили» себе художника Илью Репина, изобретателя Игоря Сикорского и даже средневекового князя Владимира. Ещё одно имя, вокруг которого ведутся яростные споры – великий борец Иван Поддубный.

Сын казака

Иван Поддубный провёл детство в селе Богодуховка, которое ныне входит в Черкасскую область Украины, а в 1871 году относилось к Полтавской губернии. Его отец, Максим Максимович, происходил из запорожских казаков. Один из предков Поддубного в 1708 году, по свидетельству украинских историков, воевал против России в составе войска гетмана Мазепы.

Иван Поддубный владел «мовой», а свою фамилию всегда писал как «Пiддубний». По происхождению она действительно украинская. Если судить по перечню однофамильцев атлета, пострадавших от советской власти (а таких насчитывается, согласно «Открытому списку» жертв репрессий, 143 человека), среди них преобладают уроженцы Украины, хотя были и те, кто родился в сопредельных регионах России и даже в Сибири.

В молодости Поддубный покинул малую родину, жил и выступал в разных городах Российской империи и Европы. Однако не случайно, по-видимому, что в конце жизни «король ринга» поселился в Ейске. Для Поддубного это стало своего рода «возвращением к корням», поскольку Кубань была населена бывшими запорожскими казаками.

Поддубный или Пiддубний

Борец не выставлял напоказ свою «украинскость» и не был, как уверяют недоброжелатели, «хохлом» и «петлюровцем». Однако он сопротивлялся попыткам произвольного обращения со своим происхождением. Рассказывают, что в 1937 году, придя в милицию получать новые документы, Иван Поддубный обнаружил, что у него в паспорте у него в графе «национальность» написано «русский». Так без особой огласки советское правительство проводило политику «русификации» украинцев. Когда спортсмен возмутился и попросил изменить данные, ему отказали. Последующий поступок Поддубного в год Большого террора мог стоить ему жизни.

«Иван Максимович, ни слова не говоря, сел к столу, не спросив разрешения, макнул милицейскую ручку в милицейскую же чернильницу, зачеркнул своей рукой в паспорте национальность «русский» и вписал «украинец», ту же манипуляцию проделал и с фамилией, написав её по-украински», — пишет биограф атлета Збигнев Войцеховский. Автор считает, что именно из-за этого эпизода Поддубного забрали сотрудники НКВД, и он полгода провёл за решёткой.

«Я - русский борец»

Как соотносится с вышеизложенными фактами утверждение продюсера запрещённого на Украине фильма «Поддубный» Вадима Горяинова, по мнению которого Поддубный, «хотя и был запорожским казаком, считал себя русским»?

Действительно, в пору спортивных побед Поддубный воспринимался публикой как «великий русский богатырь». Нигде и никогда на афишах не было ничего, что подчеркивало бы украинское происхождение борца. А когда во время Великой Отечественной войны немцы в оккупированном Ейске предложили Ивану Максимовичу поступить к ним на службу в качестве тренера, Поддубный заявил: «Я — русский борец. Им и останусь».

Однако никакого противоречия здесь нет. При жизни Поддубного национальная самоидентификация выражала гордость за своих предков, но не обязательно полное отмежевание от другой нации. В 1906 году борец позировал художнику Николаю Струнникову в образе стереотипного украинского казака с длинным чубом. Но вместе с тем, выходя на ринг, Поддубный никогда не кричал, что он «украинец, а не русский» — подобное ему и в голову не могло прийти. Запорожские казаки еще в XVII веке присягнули на верность России и считались малороссами – частью триединого русского народа. Как «русских» украинцев воспринимали и за границей.

Несмотря на попытки Украины «застолбить» права на имя великого спортсмена, блистательная карьера Ивана Поддубного остаётся частью общей истории России и Украины.