Казаки, жившие на рубежах Российской империи, представляли собой уникальное явление — людей, совмещавших воинскую суровость с глубокой эмоциональностью. Их характер и быт формировались постоянным соседством со смертью, что рождало особые, на первый взгляд противоречивые, черты.
Русские офицеры часто отмечали странную двойственность казачьего характера. С одной стороны — грусть, молчаливость, отрешенность, с другой — готовность к шумным пирушкам и радостным встречам. Историк Валерий Дзюбан объясняет это тем, что казак, насмотревшийся горя, оставался духовно стойким и ценил каждую возможность для радости.
Их гостеприимство к собратьям-казакам было легендарным: само появление товарища в доме становилось праздником. Однако посторонние часто воспринимали казаков как "бирюков" — людей, скрывающих свои чувства. На улице казак не обнимал жену, не брал на руки детей, что со стороны могло казаться холодностью.
«Жeнa для мужa»
В казачьих семьях царил строгий патриархат: "Не муж для жены, а жена для мужа". Обязанности были четко разделены — женщина не вмешивалась в мужские дела, мужчина — в женские. При этом женщины и дети ценились чрезвычайно высоко. В условиях постоянной военной угрозы они олицетворяли будущее общины.
Нет в станице женщин и детей – нет у казака будущего, поэтому их берегли пуще глаза и никому не давали их унижать. Гордая, своенравная женщина, покорная лишь своему мужу – вот эталон казачьей жены. Кубанский казак, полковник Павел Захарович Фролов, приводит в своих статьях показательный случай, который произошел во время I мировой войны.
Главные качества русского солдата, которых боялись противники
В 1914 году, когда Хоперский полк казаков двигался к месту сбора, с казаками, провожая их, на подводах ехали женщины и старики. Одна из казачек на бричке ненароком проехала колесом по помещичьему полю и замяла пшеницу. Один из офицеров по фамилии Эрдели, сопровождавший казаков, увидел это и хлестнул казачку плетью за этот проступок. В ответ из колонны выехал казак и зарубил офицера.
Казачек в рабство не уводили
При этом женщина должна была знать свое место и ни под каким видом не допускалась на казачий круг. А если на круге должны были решить вопрос, касающийся ее лично, в совете мог принять участие ее представитель – отец, муж, брат, сын, крестный.
Женщина играла в семье огромную роль – когда казак уходил на службу или в поход, она фактически оставалась за него, самостоятельно вела хозяйства и все расчеты, сама покупала, продавала и часто сама принимала решение, где, что и сколько сеять. В богатых семьях она распределяла работу между наемными работниками, руководила ими.
Какие секретные обряды существовали в секте хлыстов
При вражеском набеге казачка снимала со стены ружье и могла помочь мужу отбиться или даже сама могла постоять за детей и стариков. Известно, что в обороне Азова в 1641 году с врагом дралось не менее 800 казачек. На рынках рабов в Крыму и в Тамани могли быть только дети и юные девушки; взрослые казачки сражались до смерти.
Сдержанность чувств диктовалась участием к чужому горю
Отношения между мужем и женой часто бывали самыми нежными, однако на людях супруги, согласно традициям, должны были держаться строго, даже отчужденно. Диктовалось это заботой о других женщинах.
Из похода казаки возвращались не все: одни, убитые, навсегда оставались лежать в земле на чужбине, других враги захватывали в плен и там казнили, третьих продавали в рабство, и лишь тела немногих убитых казаки привозили в родной хутор. Поэтому часто бывало, что в станице в одном доме – радость от встречи с любимым мужем и отцом, а в другом – горе, плач и стенания по погибшему.
Именно ради того, чтобы лишний раз не напоминать овдовевшим женщинам и осиротевшим детям о том, что у соседей все хорошо, а их муж и отец лежит в сырой земле, казаки с женами на людях держались отчужденно, не выказывая радостных чувств. Они никогда не ходили по улице с женами обнявшись или даже под руку. Жена должна была ступать следом за казаком, чуть поодаль от него.
По этой же самой причине – чтобы не напоминать другим казачкам лишний раз о погибших мужьях и отцах, казаки никогда на улице не брали на руки маленьких детей, проявляя на людях крайнюю сдержанность в чувствах. Ведь сын или дочь погибшего сослуживца могли спросить свою мать, где же их отец, и этим надолго выбить женщину из привычной колеи. Впрочем, это не мешало казакам проявлять чувства дома или во дворе – там они могли от души наиграться с детьми, обнимать их и подкидывать в воздух.

