Головной убор, ставший одним из символов Рабоче-крестьянской Красной армии, вошел в историю под названием будёновка – по фамилии знаменитого командующего Первой конной армией РККА С.М. Буденного. Поначалу, правда, бытовали и другие названия: «фрунзевка» (в честь другого красного военачальника, М. В. Фрунзе, первым получившего для своих частей новую военную форму) и «богатырка» – за внешнее сходство со шлемами древнерусских богатырей.
Как выглядела буденовка
Согласно нормативам, утвержденным приказом от 16 января 1919 года, будёновка представляла собой островерхий суконный шлем защитного цвета на ватной подкладке, сшитый из шести треугольников. Шлем дополнялся простроченным овальным козырьком и сложенным вдвое назатыльником с удлиненными концами, пристегнутыми по бокам на две пуговицы, который при необходимости можно было опустить под подбородок, чтобы защитить уши и шею от холода и ветра. Спереди в качестве знака отличия нашивалась суконная пятиконечная звезда, цвет которой определялся родом войск и имел шесть вариантов: малиновый для пехоты, синий для кавалерии, померанцевый для артиллерии, голубой для авиации, чёрный для инженерных войск и зелёный для пограничных войск.
С июня 1922 года будёновку стали носить не только все подразделения РККА, но и чекисты: сначала им полагалась темно-синяя с темно-зеленой звездой, через год цвета сменились на черный и малиновый, а еще год спустя – на темно-серый и краповый соответственно. Тогда же, в 1922 году, поверх суконной звезды стали крепить кокарду: медную пятиконечную звезду, покрытую красной эмалью, с изображением серпа и молота.
За время своего существования будёновка неоднократно подвергалась незначительным модификациям, однако основной вид и форма оставались прежними, не имея аналогов в армиях других европейских стран.
Кто ее придумал
В постсоветское время широкое распространение получил миф о том, что этот головной убор был создан в 1915 году и предназначался специально для парада победы Русской императорской армии в Константинополе и Берлине.
Сторонники данной гипотезы даже утверждают, будто первые будёновки были взяты уже готовыми с бывших царских армейских складов, и нашитая пятиконечная звезда закрывала собой императорского двуглавого орла. Однако никаких документальных свидетельств, подтверждающих подобную версию, не существует.
Для разработки новой красноармейской военной формы 7 мая 1918 года Народным комиссариатом по военным делам РСФСР был объявлен конкурс, в котором приняли участие такие выдающиеся отечественные художники, как В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, С.Т. Аркадьевский и М.Д. Езучевский. О разработке нового советского военного обмундирования сохранилась подробная документация за личной подписью председателя Реввоенсовета Советской республики Л. Б. Троцкого.
Почему будёновку отменили
Хотя с апреля 1919-го по февраль 1922 года буденовка официально считалась всесезонным головным убором, изначально она предназначалась для холодного времени года. Недолгий период, с начала 1922-го по май 1924-го, даже был введён летний вариант буденовки без удлиненных отворотов назатыльника, пошитый из светло-серого палаточного полотна или хлопчатобумажной ткани, который потом был заменен на фуражку.
Однако во время Финской войны буденовка не оправдала своего предназначения и оказалась непригодной для сильных морозов. В связи с этим Нарком обороны СССР 5 июля 1940 года официальным приказом No 187 упразднил будёновку, заменив ее шапкой-ушанкой. Тем не менее на практике буденовка оставалась в ходу в действующих частях РККА до конца 1941 года, а в отдельных случаях встречалась даже еще в 1944-1945 годах, о чем свидетельствует дошедшая до нас фотохроника того времени.
Примечательно, что начиная с 1950-х годов, этот военный головной убор превратился в настоящий романтический символ революции. Её активно использовали в кинематографе и изобразительном искусстве. Художественный фильм режиссера Игоря Вознесенского, снятый в 1977 году по рассказам А. П. Гайдара, так и назывался – «Будёновка». На сегодняшний день будёновка – один из самых популярных сувениров, приобретаемых иностранными туристами на память о визите в Россию.
Что-то слабо верится в версию, что буденовка не справлялась со своей задачей головного убора в зимний период. Можно подумать, что до финской кампании 1940 года в нашей стране не было зим снежных и морозных, а была теплая европейская погода.
Перестал кипеть разум возмущенный, а конус сверху был для выхода пара. Так что надобность в данном уборе отпала.
Перестал кипеть разум возмущенный, а конус сверху был для выхода пара. Так что надобность в данном уборе отпала.
Марин. Ты же как Троцкий …. Буденовку построили при Советской Власти. Буденовку, как и шинель с нашивками на груди революционеры тупо украли с Царских вещевых складов.
Разработал новый образец формы одежды русских (я подчеркиваю — русских) воинов Действительно Васнецов. Так называемая «буденовка» была предложена художником как головной убор стилизованный под шлем-шишак в котором русские воины сражались в Ледовом побоище. Горизонтальные нашивки на шинели не служили застежками. Это был декор возвращающий русских воинов к стрельцам подразделения которых появились в Русской армии еще при Иване Грозном. Посмотри фильм Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Оно, конечно, комедия. Но военная форма стрельцов там показана с исторической достоверностью.
Не существовало никакой «военной формы стрельцов». Во времена Ивана Грозного самого понятия «военная форма» ещё не было, потому что не было массовых регулярных армий (стимулом к их появлению стала Тридцатилетняя война), а была геральдика — гербы хозяев отдельных феодальных «дружин» (постоянных или наёмных), цвета которых носили служившие в них воины: или в виде одежды этих цветов, или — попроще — в виде перьев или лент. Такая лента гербовых цветов, помещённая в виде банта на видном месте (на шляпе или на груди) превратилась со временем в кокарду.
Стрельцы же до самых петровских реформ не имели какой-то регламентированной или хотя бы централизованно выдаваемой формы. Московские полки назывались по фамилиям своих полковых голов (среди которых были и князья) и должны были носить одежду соответствующих гербовых цветов, но шить эту одежду должны были сами — от казны им полагалось только сукно; да и то чаще всего задерживали буквально годами, так что многие стрельцы ходили просто в сермяге (единственными цветными деталями их одежды часто были шапки, которые шили из остатков старых изношенных кафтанов). В других же городах стрельцы и вовсе одевались, во что бог и случай пошлют.
Теперь по вопросу «тупо украли». До сих пор абсолютно никакого подтверждения этого «факта» я не встретил — лишь уверенность, что «голословное утверждение, повторённое сто тысяч раз, становится обоснованным».
Понимаете, появлению на армейских складах массовых запасов новой военной формы предшествует (и предшествовал век назад) очень долгий, многоступенчатый и чрезвычайно «бумажный» процесс. Нужно было:
1) Принять решение о том, что новая форма вообще нужна;
2) Обратиться по этому поводу в высочайшую инстанцию и получить официальное одобрение;
3) Разработать основные требования к новой форме;
4) Объявить конкурс на художественный
Не существовало никакой «военной формы стрельцов». Во времена Ивана Грозного самого понятия «военная форма» ещё не было, потому что не было массовых регулярных армий (стимулом к их появлению стала Тридцатилетняя война), а была геральдика — гербы хозяев отдельных феодальных «дружин» (постоянных или наёмных), цвета которых носили служившие в них воины: или в виде одежды этих цветов, или — попроще — в виде перьев или лент. Такая лента гербовых цветов, помещённая в виде банта на видном месте (на шляпе или на груди) превратилась со временем в кокарду.
Стрельцы же до самых петровских реформ не имели какой-то регламентированной или хотя бы централизованно выдаваемой формы. Московские полки назывались по фамилиям своих полковых голов (среди которых были и князья) и должны были носить одежду соответствующих гербовых цветов, но шить эту одежду должны были сами — от казны им полагалось только сукно; да и то чаще всего задерживали буквально годами, так что многие стрельцы ходили просто в сермяге (единственными цветными деталями их одежды часто были шапки, которые шили из остатков старых изношенных кафтанов). В других же городах стрельцы и вовсе одевались, во что бог и случай пошлют.
Теперь по вопросу «тупо украли». До сих пор абсолютно никакого подтверждения этого «факта» я не встретил — лишь уверенность, что «голословное утверждение, повторённое сто тысяч раз, становится обоснованным».
Понимаете, появлению на армейских складах массовых запасов новой военной формы предшествует (и предшествовал век назад) очень долгий, многоступенчатый и чрезвычайно «бумажный» процесс. Нужно было:
1) Принять решение о том, что новая форма вообще нужна;
2) Обратиться по этому поводу в высочайшую инстанцию и получить официальное одобрение;
3) Разработать основные требования к новой форме;
4) Объявить конкурс на художественный проект формы;
5) Провести этот конкурс, собрать работы участников, выбрать несколько кандидатов в победители;
6) Представить работы кандидатов на высочайший выбор, получить царское одобрение одной из них (или желание «взять вот это отсюда, а остальное — оттуда»);
7) Разработать на основании художественного проекта технический, во всех подробностях;
8) Представить его на окончательное высочайшее утверждение (возможно, царь внесёт ещё какие-то коррективы — тогда цикл повторится);
9) Сформировать заказ на производство, найти подрядчика;
10) Произвести нужное количество комплектов формы;
11) Принять готовую продукцию, проверив её соответствие требованиям по всем статьям;
12) Доставить на склады и разместить на них, внеся во все положенные реестры.
…И от всей этой громадной работы, каждый этап которой задействовал огромное количество людей и порождал огромное количество бумаг, не осталось НИЧЕГО. Ни клочка документов, ни воспоминания непосредственных участников. Один только новорусский бизнесмен «святых девяностых» заявил, будто его дедушка рассказывал, что его прадедушка-фабрикант до 17-го года такую форму выпускал. Разумеется, ничем это не подтвердив, кроме честного слова российского бизнесмена 90-х. ;)
И ещё два момента, которые почему-то никто не учитывает.
Во-первых, та форма Красной армии, что приведена на сопровождающем эту статью фото (наиболее популярная, поскольку была самой эффектной и красочной) — это вовсе не форма 1919 года. Это — форма 1922 года, и от первоначальной она уже заметно отличается. Так какой же вариант «украден со складов»?
Во-вторых же, если мы переберём многочисленные фотографии времён Гражданской войны, мы практически не найдём людей в форме, точно соответствующей приказу 1919 года. Донашивается старая форма царской армии со снятыми погонами (в том числе и парадная — в неё часто одевали курсантов, которым в бой пока рано), используется гражданская одежда с какими-то «военизированными» добавлениями, шьётся силами местных портных что-то более или менее отдалённо напоминающее военный мундир (зачастую самого причудливого фасона)… А «взятой в готовом виде с царских складов» — нету!