В Оружейной палате Московского Кремля хранится один из самых загадочных артефактов русской истории — так называемый шлем Александра Невского. Этот великолепный шедевр оружейного искусства, усыпанный алмазами, рубинами, изумрудами и жемчугом, больше похож на корону. Его форма напоминает купол православного храма, а на лицевой части красуется образ архистратига Михаила, призванный устрашить врага. Но одна деталь ставит в тупик и историков, и посетителей: изящная арабская вязь, опоясывающая легендарный головной убор.
Восточные письмена на православной святыне
Надпись на шлеме — это не просто орнамент. Это 13-й аят из 61-й суры Корана: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы». Как эта мусульманская молитва оказалась на шлеме величайшего православного князя-воителя? Этот вопрос десятилетиями будоражит умы исследователей.
Тамара Левченко: как фронтовая медсестра чуть не увела Леонида Брежнева из семьи
Официальная версия историков, основанная на экспертизах металла и техники изготовления, такова: знаменитый шлем был выкован не в XIII, а в XVII веке, вероятно, в Османской империи или Персии. Он попал в Московию как дипломатический дар или военный трофей и был преподнесён первому царю из династии Романовых — Михаилу Фёдоровичу.
«Тюнинг» для царя
Придворный мастер Никита Данилов не стал стирать «басурманские» письмена. Вместо этого он украсил шлем золотой насечкой, драгоценными камнями и христианскими образами, превратив его в парадный царский венец. На Руси такие доспехи называли «Ерихонскими шапками» по аналогии с библейской историей о падении стен Иерихона от звука труб — русские цари видели себя наследниками ветхозаветного полководца Иисуса Навина.
Почему надпись не стёрли?
Самый главный вопрос остаётся без ответа. Почему в строгом и регламентированном царском дворе, где хватало знатоков арабского, чуждую религиозную надпись не только не уничтожили, но и сохранили с благоговением?
Версии существуют самые разные:
Царь и его приближённые могли верить в сакральную силу древних письмён, считая их могущественным заклинанием, приносящим победу, вне зависимости от веры.
Это мог быть жест уважения к восточной культуре или дань моде на ориентализм.
Надпись о «скорой победе» идеально соответствовала сакральному смыслу «Ерихонской шапки» как символа царской власти и военной мощи.
Интересно, что шлем Ивана Грозного также украшает арабская надпись. Похоже, для русских государей происхождение и магическая сила доспеха значили куда больше, чем религиозные догмы. Тайна кремлёвского шлема так и остаётся неразгаданной, напоминая нам о том, что история всегда сложнее и многограннее, чем кажется на первый взгляд.

