07/11/17

Почему не все депортированные чеченцы вернулись домой из Средней Азии

23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши подверглись массовому выселению с Кавказа в Среднюю Азию. Через 13 лет им разрешено было вернуться в родные места, однако назад отправились не все. Что же изменилось в кавказцах за эти годы?

Выселить в одночасье

Сразу после отправки чеченцев и ингушей в Среднюю Азию была ликвидирована Чечено-Ингушская АССР: часть территории власти передали соседним регионам, а на оставшейся образовали Грозненскую область. Искромсав и переименовав бывшую автономию, советское руководство хотело навсегда избавиться от любого упоминания депортированных народов. В республики Средней Азии, по разным данным, были высланы от 496 до 650 тысяч этнических вайнахов. Большая часть из них оказалась в Казахстане и Киргизии и лишь немногие попали в Узбекистан.

Называя причины столь внезапного выселения, историки приводят разные версии. Большинство ссылаются на официальную формулировку НКВД, согласно которой чеченцев и ингушей депортировали за сотрудничество с немецкими войсками и массовое дезертирство из рядов Красной Армии. Политолог Абдурахман Авторханов называл такую версию не совсем правдивой: «Как чеченцы могли сотрудничать с немцами, если на территорию Чечено-Ингушетии, за исключением небольшого участка Малгобека, не ступала нога немцев?».

Немало исследователей главным поводом для депортации называют высокий уровень бандитизма в Чечено-Ингушской республике. Впрочем, и здесь остаются вопросы, так как по заявлению того же НКВД к марту 1943 года почти все бандформирования были ликвидированы.

Есть еще одна причина, которую сегодня все чаще озвучивают. К концу войны Казахстан испытывал серьезную нехватку рабочих рук, которые в большом количестве требовались, в частности, в Карагандинский угольный бассейн и на Усть-Каменогорске цинковое производство. Для заполнения вакантных мест Сталин, якобы, и решил использовать провинившихся чеченцев и ингушей.

В ходе депортации власти столкнулись с одной курьезной дилеммой. Как поступать с представителями этих народов, на момент переселения находящихся далеко за пределами республики? К примеру, уроженец Чечни Саид Хасуев в 1944 году проходил службу на Сахалине, зарекомендовав себя как хороший сотрудник НКВД.

Хасуеву было предложено заменить паспорт и национальность, на что тот ответил отказом. Впрочем, трогать строптивого милиционера все же не стали. Зачем депортировать чеченца уже находящегося в самой крайней восточной точке государства? «Дальше высылать некуда», – таков был вердикт начальства.

Дожили не все

Жителей Кавказа депортировали в спешке, многие даже не успели подготовиться к поездке. «У нас больше ничего не было, кроме муки. Вы спросите: откуда мы брали воду? Конечно же, растапливали снег. Молодые парни во время остановок выпрыгивали с эшелонов и собирали снег. Бывало, что нам давали соленую воду, но лишь для того, чтобы хоть как-то успокоить детей», – вспоминала одна из высылаемых.

В лучшем случае один раз в день давали горячую баланду, некоторые не получали ничего. Чтобы хоть чем-то накормить детей женщины разбавляли муку водой и поили их жидким тестом. Часто старики и дети не выдерживали невыносимых условий двухнедельной поездки и погибали от голода, обезвоживания, переохлаждения и болезней. Всех умерших сопровождавшие эшелон сотрудники НКВД выбрасывали из вагонов. По некоторым данным, до конченого пункта не добралось около 1,5 тысяч чеченцев и ингушей.

Прибывших в Казахстан распределили по разным районам республики. Наибольшее количество осталось в Карагандинской области, Кустанае, Восточно-Казахстанской области, Актюбинске. Особенно тяжело было тем, кто оказался в холодной северной части республики. Обессиленные и голодные они умирали в первые дни и недели жизни на новом месте.

С надеждой на возвращение

Переживший депортацию Рамзан Магомадов рассказывал о ностальгии, которая часто посещала чеченцев и ингушей на чужбине: «Я помню, как наши старики ждали возвращения на родину. Все эти годы люди ждали, что им разрешат вернуться обратно, и что власть признает свою ошибку, но многие до этого дня так и не дожили. Это было страшное время».

Спецпоселенцев поставили в жесткие условия существования: им было запрещено отлучаться от места проживания под угрозой 20-летнего тюремного заключения, они не имели права поступать в техникумы и вузы, занимать какие-либо должности и служить в армии. Несмотря на пристальный надзор некоторым все же удавалось вернуться на родину своих предков.

С 1955 года процесс бегства на Кавказ стал массовым. «Спецпереселенцы уезжали в Чечню десятками и сотнями, и фактически, указ о восстановлении Чечено-Ингушетии лишь зафиксировал сложившуюся реальность», – отмечает Рамзан Магомадов. К весне 1957 года на родину смогло вернуться около 140 тысяч насильственно депортированных.

Исследователи утверждают, что перед тем как восстановить Чечено-Ингушскую АССР в Москве обдумывали планы создания подобной автономии в Казахстане. В частности, были внесены предложения образовать отдельную республику чеченцев и ингушей на территории горных районов Талды-Курганской и Алма-Атинской области. Однако эта идея на самом верху поддержки не получила.

Годы пребывания кавказцев в Казахстане были омрачены множественными конфликтами с местным, в первую очередь казахским населением. Наиболее крупные столкновения, вылившиеся в настоящий погром, произошли в 1951 году. Поводом для массовых беспорядков было убийство казахской девушки, в котором обвинили представителей чеченской диаспоры. Тогда погибло по меньшей мерее 40 чеченцев.

Межэтнические конфликты продолжились и позднее. Это стало одной из причин, по которой советское правительство так и не решились создать автономию вайнахов в Казахстане, и с приходом к власти Хрущева была активизирована работа по восстановлению Чечено-Ингушской республики на Кавказе.

Хорошо прижились

После окончания Великой Отечественной войны в Восточном Казахстане стала ускоренными темпами развиваться промышленность и добыча полезных ископаемых. В Усть-Каменогорске и Лениногорске закипела большая стройка: начали возводить гидростанцию на Иртыше, Ульбинский завод по обогащению урана, полиметаллические комбинаты. Именно сюда была направлена основная часть депортированных чеченцев и ингушей.

Кавказцы постепенно здесь обживались, создавали семьи, рожали детей. Эти места стали для них вторым домом. Недаром после получения возможности вернуться в родные места многие предпочли остаться в Средней Азии. До сих пор во многих населенных пунктах Казахстана можно встретить компактные места проживания чеченцев, например, такие как Красная Поляна – село в Тайыншинском районе Северного Казахстана.

В местных школах преподают чеченский язык, в продаже отсутствует алкоголь, а люди живут мирно, без краж и драк. Значительная часть казахстанских чеченцев занята торговле и предпринимательстве. По данным последней переписи в общей сложности в Казахстане проживает 32 тысячи чеченцев. И они не собираются никуда уезжать, так как их родные покоятся в казахской земле.

Высокий процент оставшихся в Казахстане чеченцев может объясняться и уровнем жизни, которого они достигли в этих суровых землях. Он как правило выше, чем у коренного местного населения. Многие этнологи отмечают, что этот феномен характерен для развивающихся стран, где экономическая власть в значительной степени сконцентрирована в руках «рыночно-доминирующего» этнического меньшинства.

В Казахстане в достатке живут не только городские чеченцы, занятые преимущественно в сфере бизнеса (кафе, рестораны, автостоянки), но и жители сельской местности, которые зарабатывают на жизнь животноводством и земледелием. Имея крупные подсобные хозяйства, они часто используют казахов в качестве наемных работников.

Остались чеченцы и в Киргизии, хотя их намного меньше чем в Казахстане. По официальным советским документам в 1944 году в ходе депортации в Киргизскую ССР было отправлено 85,5 тысяч чеченцев, или 20 тысяч семей. На 2009 год здесь проживает около 2000 человек, преимущественно в Чуйской долине от Кемина до Чалдобара.

Те, кто пережил выселение, вспоминают, что теплую и цветущую Киргизию они воспринимали как рай, учитывая массовую смертность от голода и холода в Казахстане. Местное население встретило чеченцев как дорогих гостей, делясь с ними хлебом и фруктами и всячески поддерживая. Можно понять тех чеченцев, которые даже после восстановления автономии на Кавказе не захотели покидать этот гостеприимный и благодатный край.