03/11/20

Почему советские штыки наносили такие страшные раны

Штыковые атаки русских в Великую Отечественную войну на самом деле повергали гитлеровцев в ужас, и, как пишут многие отечественные историки, немцы оказались слабее красноармейцев в рукопашных схватках. Однако была и другая причина смертельного страха перед советским штыком – его мощная убойная сила.

Штык – молодец

В СССР и до начала Второй мировой, и в первый же год Великой Отечественной войны массово издавались методические рекомендации по ведению рукопашного боя с использованием колющего, рубящего и режущего оружия. В 1941 году Воениздатом СССР была выпущена иллюстрированная брошюра генерал-майора Александра Тарасова о методах уничтожения врага в рукопашной схватке, где, в частности, большое внимание уделялось именно штыковому бою и его приемам.

Краснодарский ветеран войны Георгий Савенков, описывая рукопашные бои, в которых он участвовал, отмечал, что от умения работать штыком и прикладом (а также ножом и заточенной саперной лопаткой) в подобных схватках зависел успех атаки: и у наших бойцов, и у немцев на вооружении в основном были винтовки, оружие требовало быстрой перезарядки, а времени передергивать затворы в условиях ближнего боя крайне не хватало.

«Негуманное» оружие

Так гитлеровцы называли четырехгранный игольчатый штык, примкнутый к винтовке Мосина, за его поражающее действие. Советский теоретик штыкового боя Григорий Калачев еще до начала Великой Отечественной войны изучил и сопоставил особенности зарубежных видов холодного оружия, примыкаемого к винтовкам и карабинам, и отечественные штыки.

И РККА, и вермахт в Великой Отечественной войне использовали колюще-режущее оружие, примкнутое к «мосинкам» и «маузерам» (эти винтовки были основными стрелковыми единицами вооружения с обеих сторон), образца второй половины XIX века (1870-е – 1890-е годы). Немецкие штык-ножи и русские четырехгранные штыки состояли на вооружении противоборствующих сторон еще в Первую мировую войну.

Эффект от поражающего действия обоих видов данного холодного оружия был разным вследствие отличающейся формы штык-ножа и четырехгранного штыка – если немецкий плоский штык-нож наносил рану, без особого труда зашиваемую в полевых условиях, то удар русским штыком, заточенным как отвертка, в любую часть тела, провоцировал возникновение сильного внутреннего кровотечения. Раненый таким штыком часто погибал от обильной кровопотери даже получив удар в руку или ногу, а если рану все же удавалось зашить, заживала она гораздо дольше, чем если бы была нанесена штык-ножом.

Выдающийся советский хирург Николай Бурденко, анализируя особенности ран, наносимых немецким и отечественным холодным оружием, отмечал, что удар русского штыка сопровождался большим внутренним кровотечением потому, что у наносимых таким оружием ран глубина была больше, чем у штык-ножей, а входное отверстие, напротив, меньше. У игольчатой формы штыка имелось важное преимущество перед гитлеровским штык-ножом – пробивная сила из-за своеобразия формы оружия увеличивалась, даже при условии протыкания толстого зимнего обмундирования. Кроме того, у русского штыка было меньше шансов застрять в теле противника.