Тема прибалтийского коллаборационизма во Второй мировой войне в последние годы весьма популярна. Но обычно все обсуждения на эту тему предельно политизированы и эмоциональны. Крайне редко дискуссионеры прибегают к историческим фактам.
Особо негативно оценивается участие в войне граждан Прибалтики именно в составе войск СС, поскольку Нюрнбергский трибунал признал эту организацию преступной. И хотя в протоколах трибунала есть некоторые уточнения по поводу войск СС, о них редко вспоминают. А ведь они как раз касаются прибалтийских эсэсовцев.
Обвинения эстонцев и латышей, воевавших в дивизиях СС, действительно воспринимаются крайне серьёзно, но когда начинают говорить о литовских эсэсовцах, то подобное обвинение выглядят с исторической точки зрения крайне странно.
Прибалтийские формирования СС
После начала Великой Отечественной войны и захвата немцами советских территорий, в Эстонии, Латвии и Литве (как и на Украине, и в Белоруссии) начали создавать военизированные структуры, которые бы на правах союзников сражались вместе с вермахтом против Красной Армии.
Однако в Третьем Рейхе такие идеи не встречали одобрения. Создавать самостоятельные национальные государства на захваченной советской территории там не планировали, а победить Красную Армию рассчитывали собственными силами.
Коллаборационистов же использовать готовы были лишь в армии во вспомогательных службах или для разведывательно-диверсионной работы, а в тылу — для поддержания порядка.
Ситуация начала кардинально меняться в 1942 году. Во-первых, стало понятно, что война с Советским Союзом затягивается и требует значительно больших усилий, а человеческие ресурсы Германии ограничены. Во-вторых, вермахту пришлось столкнуться с массовым партизанским движением, для борьбы с которым понадобились дополнительные силы.
Следствием этого и было создание большого числа полицейских подразделений из числа местных жителей, в задачу которых входило не только поддержание порядка и охрана объектов, но и активные боевые действия против партизан. Подобные подразделения создавались оккупационными властями и относились к полиции, но небольшая часть также формировалась вермахтом, СД и СС.
В 1943 году началось формирование добровольческих легионов войск СС в Литве, Латвии и Эстонии. Их позже дополнили полицейскими частями и развернули в дивизии. Две дивизии сформировали из латышей, одну из эстонцев. Но литовская дивизия СС так и не была создана.
Литовские коллаборационисты
Территория Литвы была оккупирована немцами в первые дни войны. В сформированном из бывшей литовской армии 29-й стрелковом корпусе РККА началось массовое дезертирство. Литовцы стали создавать собственные отряды самообороны, которые до прихода вермахта даже смогли взять под свой контроль многие населённые пункты, включая Каунас.
Население Литвы, в большинстве своем настроенное против советской власти, в германской армии видело освободителей, полагая, что в будущем снова возникнет независимое литовское государство. Уже в июле было создано Временное правительство.
Важно, что в отличие от украинцев и белорусов, не имевших собственной государственности, а также латышей и эстонцев, национальные республики которых существовали лишь два десятка лет, литовцы имели намного более длинную историю своей страны. Это наложило отпечаток на литовский коллаборационизм.
И как только в августе 1941 года немецкие власти распустили Временное правительство Литвы, отношение к Германии изменилось. В октябре 1941 года сформировался подпольный Литовский фронт, а в декабре Литовская освободительная армия.
Освободительная армия ставила своей целью накопление сил и подготовку к борьбе за независимость, как от Германии, так и, в первую очередь, от СССР. С немцами литовские подпольщики старались не сталкиваться, но, так же как советские и польские партизаны, регулярно нападали на склады, чтобы обеспечить себя продовольствием.
Значительная часть литовцев вошла в состав литовской вспомогательной полиции, создаваемой оккупационными германскими властями.
Литовцы в полиции и вермахте
Литовская вспомогательная полиция (Schutzmannschaft) создавалась на базе уже существующих отрядов самообороны. Андрей Каращук в книге «Восточные добровольцы в вермахте, полиции и СС», пишет, что всего в 1942 году было сформировано 22 литовских батальона, численностью около 8 тысяч человек. В 1944 году началось формирование ещё 13 батальонов, но их не успели создать.
В основном литовская полиция занималась поддержанием порядка, но привлекалась и для борьбы с партизанами на территории Украины, Белоруссии, Польши и Ленинградской области. После вступления Красной Армии в Литву, полицейские подразделения применялись и против регулярных советских войск. Небольшая часть их отступила вместе с немцами, после чего уцелевшие литовцы были распределены между частями вермахта.
Личный состав вспомогательной полиции был представлен литовцами, командовали литовские офицеры, а небольшое количество приданных немцев выполняло только функцию связи с немецким командованием.
В 1943 году в Литве была объявлена мобилизация в вермахт. Было сформировано пять строительных отрядов (Litauische Bau-Abteilungen), которые занимались в основном строительством дорог и оборонительных сооружений. Позже отряды переформировали в сапёрные батальоны. Командовали ими немецкие офицеры.
В 1944 году из различных литовских полицейских и вспомогательных частей была сформирована Армия обороны отечества или TAR (Tėvynės apsaugos rinktinė), которую планировали довести до размеров дивизии. Два полка TAR приняли участие в боях с Красной Армией в Литве и были разгромлены.
Литовский легион СС
Как мы можем видеть, в Литве было создано достаточно много военизированных формирований, действовавших на стороне Германии. Не меньше, чем в Латвии и Эстонии. Но все они не входили в СС. Хотя попытка создать литовский легион СС предпринималась.
Как пишет в своей книге «Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха», Сергей Чуев, формирование легиона началось весной 1943 года. Но результат оказался нулевым.
Причин тому несколько. Самая главная в том, что литовское общество к тому времени полностью разочаровались в Германии, и желающих добровольно служить в немецких вооруженных силах не находилось. А в войска СС, хоть и формально, набирали только добровольцев. Сыграла свою роль и конкуренция между вермахтом и СС: в результате мобилизации все литовцы попали только в армейские части. Немногочисленные же литовские добровольцы были направлены в латышскую дивизию СС.
И так получилось, что литовцы оказались единственным народом Советского Союза, чью территорию германская армия оккупировала, но национальных частей или соединений войск СС здесь создано не было.