Вторая заповедь, данная Моисею, гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли». Но во всех православных храмах есть иконы, перед которыми верующие молятся. Получается, что священное изображение не является идолом?
Кто кого?
К IV веку иконы повсеместно присутствовали в храмах, но были и противники такого внутреннего убранства. Так, Евсевий Кесарийский, отец церковной истории, утверждал, что божественная природа непостижима, а поэтому – неизображаема. Его же можно считать и «праотцом движения иконоборцев», которое окончательно сформировалось к VI веку благодаря влиянию монофизитов (они отрицали человеческую природу Иисуса Христа, а учитывали только божественную). Вклад в борьбу с иконами внёс и ислам. В данной религии одним из основных элементов стал запрет на изображение Аллаха. При этом многие богословы подчёркивали, что икона – это не идол, а «окно» в Царство Небесное, как связь земного и божественного.
В VIII веке противостояние иконопочитателей и иконоборцев достигло «точки кипения». Начались гонения на первых, а иконы массово уничтожались. Точку в споре поставил Собор в Никее 787 года, участие в котором приняли епископы Восточной церкви и представители от Западной.
Окончательное решение
308 легатов, то есть посланников, пришли к мнению, что чествование икон относится не к рисунку и материалу, а к изображённому лицу. Таким образом, поклонение перестало считаться идолопоклонством.
Правда, итоги Собора иконоборцев не устроили. Они уверяли, что результаты были подтасованы, а участники ссылались на труды еретиков. Критика поклонения иконам продолжилась.
Ничего не изменилось и по сей день. Вопрос остаётся спорным. Например, протестанты видят в иконах элементы языческих верований. Но сравнивать священное изображение с идолом в корне неверно. Икона – не идол, так как верующий в своих молитвах обращается не к расписанной доске, а к изображённому конкретному святому, и не средство обожествления сил природы (ветра, солнечного света, воды и так далее).