17/07/21

Почему российская полиция продолжает использовать советские наручники

Как известно, лучшее огнестрельное оружие было изобретено в середине XX века, и дальнейшая техническая эволюция многих его видов, например, пистолетов, существенно замедлилась. То же самое относится и к спецсредствам – сегодня полиция России использует модели наручников, придуманные ещё в Советском Союзе. Настоящей легендой считается спецсредство БКС-1 «Нежность».

От колодок – к наручникам

С юридической точки зрения наручники относятся к категории специальных средств. Их предназначение – ограничить свободу рук задержанного, чтобы он не мог  оказать сопротивление.

Первыми в истории «наручниками» можно считать верёвки, которыми связывали пленных и рабов. Затем люди придумали металлические оковы, соединённые цепями. Уже в Ассирии в X веке до н.э. использовались оковы из бронзы – найденный археологами экземпляр весом 3,5 кг ныне хранится в Британском музее. Изображения оков, отдалённо похожие на современные наручники, сохранились на барельефах в Ниневии. Надеть и снять оковы, скреплённые заклёпками, мог лишь кузнец.

Из Древнего Рима технология оковывания перешла в Средневековую Европу. Русь же была страной «деревянной», поэтому у наших предков распространился обычай «забивать» преступников в колодки. Так назывались две соединённые доски с дырками для захвата запястий. Колодки официально использовались в России до 1827 года.

Но для знатных узников всё же делали металлические конструкции. С 1601 года в селе Ныроб по приказу Бориса Годунова содержался в цепях боярин Михаил Никитич Романов – дядя будущего царя Михаила Фёдоровича. Романов был человеком богатырского склада, поэтому для него сковали особенно прочные оковы. Видевший их в 1840 году путешественник Василий Латкин писал»: «едва веришь, чтоб эти наручники и наножники были на человеке: так они огромны». Ручные браслеты Михаила Никитича соединялись сложным образом: они имели четыре малых звена и одно крупное кольцо посередине.

В дальнейшем в России стали известны наручники, запирающиеся на замок. Подобную модель впервые выпустила в 1780 году британская фирма Hiatt & Co. Наручники Darby уже довольно похожи на современные образцы, но они не могли регулироваться под разный размер руки.

В начале XIX века российский «Устав о ссыльных» разрешил использование наручников вместо «ручных прутьев». «Ведён в партии в Сибирь в железных наручниках и кандалах» – рассказывал декабрист Матвей Муравьёв-Апостол об одном из знакомых ему арестантов.

В начале XX века царское министерство юстиции инициировало закон «О предохранительных связках», регламентирующий использование наручников. Но депутаты Думы, по свидетельству московского губернатора Владимира Джунковского, отклонили закон.

Советские «клоны» Peerlees

В советскую эпоху кинематограф и литература представляли наручники прежде всего атрибутом «буржуазной» полиции. Но и правоохранительные органы «пролетарского государства» не могли обойтись без этого спецсредства.

Прототипом первых советских наручников стали выпущенные в 1912 году наручники американской фирмы Peerless, ставшие типовыми для многих стран. Их отличала подвижная дужка, которая могла вращаться на 360 градусов. Около 1930 года в СССР начали выпускать очень похожие на Peerlees наручники БР (браслеты ручные). Затем отечественные инженеры изобрели конструкцию БР-С (браслеты ручные стальные) – эти наручники можно было зафиксировать в заданном положении.

Огромное распространение получили наручники БКС-1 (браслеты конвойные специальные) из закалённой стали. Они отличались удлинённым двухзвенным цепочным соединением. В таких наручниках выводили на рабочие объекты зэков ГУЛАГа.

Собственно, БКС-1 «Нежность» – базовая модификация наручников для одного человека. Хотя название звучит иронично, гладкая воронёная поверхность наручников действительно минимально травмировала кожу. К другим особенностям конструкции относится храповый механизм, который срабатывает по принципу «акулий зуб». Наручники выдерживают 5 тысяч защёлкиваний. БКС-1 выпускался четырёх размеров. Первые два предназначались для рук и имели охваты, соответственно, 50 и 60 мм. Третий и четвёртый размеры уже следует называть наножниками – их охват 70 и 80 мм.

Качество и надёжность советских наручников выгодно отличали их от многих других отечественных изделий. Арестованный в 1972 году диссидент Лев Либов рассказывал о них почти что с восхищением:

«Небольшие, матового хромирования, наручники производят благоприятное впечатление на тех, против кого они направлены. Они свидетельствуют о том, что «могут же у нас делать хорошие вещи, когда хотят».

Впрочем, руки в наручниках всё равно немели. А если БКС-1 застёгивали на 23-25 см выше запястья, они превращались в настоящее орудие пытки, так что заключённые падали в обморок от боли. Как утверждал диссидент Юрий Фёдоров в 1977 году, после такой процедуры у него «руки не работали трое суток» (цитируется по самиздатовской «Хронике текущих событий»).

«Нежность» в полиции России

Консервативность в выборе спецсредств характерна для силовиков всего мира. Например, в США с 1970-х годов удерживают пальму первенства наручники Smith & Wesson M-90 и их новая модификация – M-100.

Конечно, у наручников БКС-1 были и недостатки – иногда ломались замки или ключи, так что их нельзя было открыть. Случалось, что физически сильные узники разрывали цепи. Однако сегодня производители стремятся решить эти проблемы.

Использование полицией спецсредства БКС-1 оговаривается российским законодательством. Кроме этой модели из советской эпохи до наших дней дошли БР и БР-С, имеющие несколько иную конструкцию замков. У оперативников востребованы наручники БОС – «короткий» вариант с полужёстким шарнирным соединением. Кроме сотрудников полиции наручники имеют право использовать и частные охранники.