Ветхозаветный взгляд: «нечистота» как защита от идолопоклонства
У многих верующих устойчиво представление о собаке как о «нечистом» животном, ссылаясь на Ветхий Завет. Действительно, в законах Моисея она упоминается среди таковых. Однако ключ к пониманию — не в биологии, а в теологии. Моисей, ведя народ из Египта, где обожествляли самых разных животных — от кошек и быков до скарабеев, — стремился оградить иудеев от язычества. Объявление некоторых животных «нечистыми» (в то время как «чистые», та же корова, шли в пищу) было жесткой, но необходимой мерой для утверждения единобожия. Таким образом, речь шла не о бытовой гигиене, а о чистоте веры.
В Новом Завете: от сторожевого пса — к образу и метафоре
Ко временам Нового Завета собаки уже прочно заняли нишу сторожей при домах, о чем косвенно говорит евангельская притча о крохах со стола (Мф. 15:27). Однако в текстах апостолов «пес» чаще становится ярким образом, метафорой. Апостол Павел предупреждает «берегитесь псов» (Флп. 3:2), говоря о лжеучителях. Петр, сравнивая грешника с псом, возвращающимся «на свою блевотину» (2 Пет. 2:22), говорит о тяге к порочному.
Татуировка восхода на кисти: кто в СССР имел право себе её делать
А слова Христа «не давайте святыни псам» (Мф. 7:6) — это притча о неразумной трате духовных даров. Центральной же заповедью остается любовь к Богу и к ближнему, созданному по Его образу. Животные, будучи помощниками, не ставятся на один уровень с человеком, что и задало тон в христианской культуре.
На Руси: работник у порога, но не в красном углу
Этот принцип четко прослеживался в традиционном русском укладе. Как бы ни ценили собаку — а она и дом стерегла, и на охоте помогала, и в упряжке на Севере работала, — пускали ее в жилую избу крайне редко, разве что в сени в лютый мороз. Знаменитый «Домострой» прямо называет собак «погаными» (то есть языческими, нечистыми) и предписывает держать для них отдельную посуду, чтобы не осквернять чистую. Считалось недопустимым нахождение собаки в помещении с иконами или освящение дома, где она живет. Негативная коннотация закрепилась и в языке: «собака», «пес», «сука» стали бранными словами, а «песья вера» — уничижительным названием для иноверия.
Современный взгляд: где же все-таки ее место?
Сегодня церковные авторитеты, как, например, протоиерей Виктор Кузенко, часто указывают, что запрет держать в доме собак относится к так называемым «околоцерковным преданиям». «В Библии слова “собака”, “псы” и их производные встречаются не менее 25 раз, - пишет он. - Для Древнего Востока, для страниц Библии собака — это, прежде всего, образ, метафора, подчеркивающая обездоленность, нищету, страдание. В двух случаях — во Второзаконии (23,18) (“не вноси цены пса в дом Господа”) и в Евангелии от Матфея (7,6) (“не давайте святыни псам”) — можно усмотреть негативное отношение к собаке, в аспекте нечистоты этого животного. Однако анализ контекста не дает оснований для однозначных выводов. Во Второзаконии иудеям заповедуется не вносить в храм качестве жертвы деньги, полученные от занятий проституцией и от продажи собаки. В Евангелии от Матфея о собаке приводится изречение: “не давайте святыни псам”; поставленное в ряд с другим “не мечите жемчуг перед свиньями”, т. е. не делайте бессмысленных поступков или, проще, — не делайте глупости».
Правда, в средневековых соборных документах Русской православной Церкви действительно встречается запрет приводить собаку в храм, так как ее пребывание там просто неуместно: от собаки может быть запах, она может вести себя беспокойно, нарушая церковную атмосферу.
Конечно, никто не запрещает держать собаку в квартире, но, может быть, нам стоит вспомнить и Библию. Собака – это не божество и не человек. Так стоит ли ей позволять есть за одним столом и спать в одной кровати с хозяевами, как нередко поступают многие собачники? Не отвести ли ей место на половике в прихожей?

