В литературе советских лет тот факт, что у знаменитой женщины-снайпера был сын, чаще всего вообще не упоминался. Да и сама Людмила Павличенко, по крайней мере, во время войны, предпочитала обходить эту тему стороной. Почему же отважная Павличенко, ликвидировавшая сотни гитлеровцев, не хотела говорить о собственном ребенке?
Переезд в Киев и его причины
На самом деле Людмиле Павличенко было что скрывать. Как указано в сборнике документов «Огненные годы: молодежь в годы Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 годов» (Молодая гвардия, 1965 год), Людмила родилась в 1917 году (по другим данным в 1916 году) в городе Белая Церковь (ныне Киевская область, Украина) в семье Беловых. Мать будущего майора, Елена, происходила из дворянского рода и об этом факте Беловы старались не распространяться. Отец Людмилы, Михаил, имел более «подходящую» биографию: трудился слесарем на заводе, участвовал в Гражданской войне, неоднократно встречался с Василием Чапаевым.
Однако инцидент, случившийся в семье Беловых, который заставил их перебраться из Белой Церкви в Киев, не был связан с «неудачным» происхождением Елены и только косвенно связан с переводом Михаила, служившего в НКВД. Однажды на танцах Людмила, тогда еще ученица средней школы, познакомилась с Алексеем Павличенко. Молодой человек оказался намного старше своей избранницы, но именно поэтому легко вскружил ей голову. Вскоре выяснилось, что Людмила ждет ребенка. Как утверждает автор книги «Ангелы смерти. Женщины-снайперы. 1941-1945» Алла Бегунова, Беловы, опасаясь осуждающих взглядов земляков, перебрались в Киев.
Молодая мать уходит на фронт
В Киеве Людмила Белова, если верить изданию «История завода «Арсенал» имени В. И. Ленина» (1986 год), устроилась на завод «Арсенал» штамповщицей. Без отрыва от производства она закончила 10 класс и осоавиахимовскую школу меткого выстрела. В это же время Людмила вышла замуж за Алексея Павличенко. Так она стала носить фамилию, под которой прославилась не только на всю страну, но и на весь мир. В 1932 году Людмила благополучно родила сына, которого назвала Ростиславом. Однако брак оказался скоротечным. Неизвестно, кто именно стал инициатором разрыва, но молодые супруги недолго прожили вместе. С ребенком одинокой Людмиле помогала управляться мать.
Как пишет Михаила Вострышев в своей книге «Герои Великой Отечественной войны», в 1937 году, когда Ростиславу было всего 5 лет, Павличенко поступила на исторический факультет Киевского государственного университета, не оставляя при этом занятий стрельбой и планерным спортом. Дипломную практику Людмила проходила в Одессе, где ее и застала новость о нападении на СССР гитлеровской Германии. Известно, что Павличенко добровольно отправилась на фронт в первые же дни Великой Отечественной войны. Сын Людмилы остался на попечении бабушки.
Личная жизнь женщины-снайпера
О своем замужестве и тем более о сыне Людмила Павличенко на фронте никому не рассказывала. Примечательно, что даже в автобиографии, которая хранится в личном деле Павличенко в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации, она ни словом ни обмолвилась об этом. Возможно, Людмила Михайловна не хотела вспоминать о неудачном замужестве, а, может быть, считала, что ее будут осуждать за раннюю беременность или за то, что она оставила ребенка, отправившись на фронт. Как бы то ни было, сиротой Ростислав не стал. По словам Ефима Кельнера, автора книги «Героическая оборона Севастополя», Павличенко уничтожила 309 гитлеровцев и живой вернулась домой.
Людмила Павличенко пыталась создать полноценную семью еще на фронте. Как указано в издании «Главные документы Великой Отечественной войны» (2015 год), в 1941 году Людмила и военнослужащий Алексей Киценко подали рапорт о регистрации брака, но последний вскоре погиб. Третьим супругом Павличенко стал Константин Шевелев, однако дети в этом браке так и не появились. Что касается Ростислава, то после окончания школы он получил юридическое образование, а потом поступил в Высшую школу КГБ. Ростислав Алексеевич был удостоен множества наград и вышел в отставку после 16 лет службы по состоянию здоровья. Примечательно, что свою тайну Людмила Михайловна продолжает хранить и по сей день, потому как в путеводителе по Новодевичьему кладбищу, где рядом с матерью похоронен Ростислав, не указано, кем он ей приходился.