11/06/19

Почему советские лётчики воевали на деревянных самолётах

В замечательном фильме «Небесный тихоход», главный герой, которого играет Николай Крючков, сидя в кабине У-2, грустно хлопает по фанерному корпусу. И не раз ещё в фильме напоминают, что такой вот был самолёт У-2, сделанный из фанеры. В результате у зрителей складывается устойчивое впечатление, что деревянный самолёт для того времени — это некий архаизм, и потому заслуженному советскому летчику-истребителю действительно обидно сидеть в кабине летательного аппарата, сделанного из фанеры.

Учебный самолет У-2 конструкции Н.Н.Поликарпова имел смешанную конструкцию. Корпус был деревянный с полотняной обшивкой, крылья из стальных труб с деревянной обшивкой. Обода крыльев и оперения делали из дюралюминия. Моторама из стальных труб. Передняя часть фюзеляжа, по которой и стучал летчик Булочкин, была фанерной.
Однако, удивление бывшего истребителя майора Булочкина специалистам по авиационной технике едва ли понятно. Если до того, как пересесть на У-2 летал он на советских истребителях, то совершенно непонятно его реакция на фанерную обшивку.

В этом легко убедиться, изучив конструкцию советских самолётов, в первую очередь тех, на которых мог летать персонаж, сыгранный Крючковым.
Допустим, Булочкин летал на истребителях марки «Як».

Все истребители конструкции А.С. Яковлева, от Як-1 до Як-9, и, появившийся уже в конце войны Як-3, имели примерно одинаковую конструкцию. Каркас фюзеляжа делали из стальных труб, и обшивали частично фанерой, частично тканью. Крыло деревянное, с фанерной обшивкой и лонжеронами из дюралюминия. На более поздних моделях «Яков» число дюралевых деталей увеличивалось, но принципиально конструкция не менялась.

Перед войной в КБ Яковлева было разработано два опытных истребителя. Один из них, высотный истребитель-перехватчик И-28 (Як-5), имел металлический фюзеляж и хвостовое оперение, и деревянные крылья. Второй, пушечный истребитель И-30 (Як-3), был построен полностью из металла. Оба самолёта в серию не пошли, в том числе и по экономическим причинам — Советский Союз не мог себе позволить такую роскошь, как цельнометаллические истребители. Кстати, самолёт Яковлева И-30 создал небольшую путаницу, так как его изначальное название Як-3 позже перешло к другому истребителю, и в некоторых источниках поздний поэтому Як-3 указывают как цельнометаллический.

Так что, фанерно-тканевый Як в этом отношении не сильно ушёл от У-2.
Возможно, майор Булочки летал на Ла-5 или Ла-7. Но и тут картина не сильно отличается. Конечно, Ла-5 и Ла-7 существенно отличались от своих предшественников ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3. В конструкции самолета ЛаГГ его разработчики пошли по максимальному использованию дерева. Разве что мотор и вооружение остались металлическими, но силовой набор сделали деревянным. На истребителе Ла-5, который в первую очередь отличался от ЛаГГа двигателем, каркас уже был сделан из металлических труб, но обшивка фанерная. В Ла-7 некоторые элементы делали из дюралюминия, но в целом в основе конструкции всё равно дерево.
В начале войны Булочкин мог летать и на МиГах, но и эти истребители имели смешанную конструкцию. Каркас фюзеляжа сваривали из труб, обшивка в передней части дюралевая, остальное фанера. Центроплан крыла металлический, консоли деревянные.

Более ранние советские истребители, «Ишаки» и «Чайки», как легко догадаться, так же делали из дерева на каркасе из труб.
Конечно, летчик Булочкин, как ас, вполне мог летать на американском истребителе Bell P-39 Airacobra, поставляемом в СССР по ленд-лизу. Так же как ранее, в 41--42-м годах вполне мог летать и ну другом лендлизовском истребителе Curtiss P-40 Tomahawk. Как раз американские истребители имели цельнометаллическую конструкцию, но едва ли создатели кинокартины «Небесный тихоход» подразумевали самолёты США.
Не все советские самолеты создавались с использованием дерева, строили машины и целиком из металла. Конструировать дальний или фронтовой бомбардировщик из дерева для тех времен было бы уже слишком невероятно. Но война внесла свои коррективы.

Захват в 1941 году немцами Запорожья и выход к Волхову, привели к значительному спаду в производстве алюминиевых сплавов, и строить металлические самолеты было просто не из чего. Поэтому в годы войны, при дефиците дюралюминия, даже в конструкцию дальних бомбардировщиков Ил-4 вводили отдельные элементы из дерева. Хвостовая часть бомбардировщиков Пе-2 могла быть деревянной. Штурмовик Ил-2 так же имел смешанную конструкцию: передняя часть фюзеляжа приставляла собой бронекоробку, являющуюся несущей конструкцией, хвостовая часть и крылья могли быть как металлические, так и смешанные, дерево-металлические.

Стоит заметить в конце, что хотя в Германии всё боевые самолеты были цельнометаллическими, но это не спасло её от поражения.