Советский средний танк Т-34, детище Харьковского конструкторского бюро машиностроения, был самым массовым танком как Второй мировой войны, так и в течение нескольких лет после нее. Создателем танка Т-34, ставшего своего рода символом победы, считается инженер Михаил Ильич Кошкин. Но фактически под началом главного инженера трудилась целая плеяда лучших советских специалистов. Имена большинства из них известны. Однако есть среди создателей танка человек, упоминание о котором было вымарано из всех официальных документов. И не без основания. Мало кого из советского руководства устраивал тот факт, что человек, причастный к созданию оружия победы, не только сдался в плен, но и остался на Западе после войны, а потом и вовсе стал разрабатывать вооружение для стран НАТО.
Скромный вклад
По инициативе Михаила Кошкина, которому доверили разработку нового танка, было организовано новое подразделение КБ-24, куда входило более двадцати специалистов. Так, за корпус будущей машины отвечали М. И. Таршинов и Е. С. Рабинович, за трансмиссию — Я. И. Баран и А. И. Шпайхлер. Роль же Василия Васильева, по его собственным признаниям, была довольно скромной. Его разработки были частично использованы при проектировании дизельного двигателя.
Вообще, сведения о жизни Васильева достаточно скудны. Лишь биографический словарь «Русские в Северной Америке» предоставляет нам несколько абзацев о жизненном и профессиональном пути этого человека. В качестве источников информации в статье указаны отрывки рукописи самого Васильева, а также его биография, составленная неким М. Могилянским. Также в Интернете можно найти отсылки на еще одну рукопись Васильева под названием «Воспоминание о танкостроителях и дизелестроителях».
Однако все упоминания этого источника сводятся лишь к цитате о том, что якобы статус разработчика танка Т-34 принадлежит не Кошкину, а репрессированному в 1937 году конструктору Афанасию Фирсову. Однако, отсутствие каких-либо доказательств говорит скорее о политической ангажированности самого Васильева, у которого явно был зуб на советскую власть.
Итак, исходя из скудных биографических сведений, мы знаем, что родился Василий Васильев в 1908 году в Киеве. О семье будущего конструктора в статье никаких сведений не приводится. Там же в Киеве он получил сначала среднее, а затем и высшее образование. В середине 30-х годов Васильев начинает заниматься проектированием и строительством танков. Надо сказать, что это был весьма страшный период для всех, кто имел отношение к военно-промышленному комплексу. Ученые оказались в самом центре борьбы западных шпионов с советской контрразведкой. Более того, в условиях предвоенного времени любая ошибка, грозившая срывом производства, могла иметь серьезные последствия, вплоть до суда и расстрела. Видимо, царившая в тот период атмосфера неопределенности и опасности оказала влияние на дальнейшие судьбоносные решения Васильева.
Перебежчик
В 1941 году Василий Васильев занимает должность главного инженера в Харькове. При этом возникает много вопросов о том, каким же образом он попал в немецкий плен. За месяц до взятия Харькова была начата эвакуация всех промышленных предприятий, а вместе с ними и наиболее квалифицированных рабочих и инженеров. Иными словами, к приходу немцев Васильев должен был находиться за множество километров от линии фронта. Трудно представить ситуацию, когда главного инженера попросту забыли в городе. Так что, скорее всего, сдача в плен была сознательной (учитывая дальнейшую биографию Васильева).
В плену, надо сказать, Васильев тоже не бедствовал, работая полотером. Он прекрасно понимал, что ему может грозить в СССР, поэтому после окончания войны не спешил возвращаться на родину. Проработав некоторое время на угольных шахтах Бельгии, он сдал все необходимые экзамены, чтобы подтвердить свой советский диплом. В 1951 году Васильев эмигрировал в Канаду, где предложил свои услуги предприятию Air Canada, на заводах которого создавались самолеты Sabre F-86 и CL-28, а также воздушные суда для тушения пожаров. Здесь Васильев занимался установкой оборудования для изготовления обшивки самолетов.
Профессиональные навыки эмигранта скоро заметили и назначили на должность инженера-конструктора. За годы своей карьеры на Западе Васильев сотрудничал с компаниями, выполнявшими заказы для ВВС США. Таким образом, беглый советский инженер сыграл определенную роль в гонке вооружений, выступая на стороне Северо-Атлантического альянса.
В 1974 году Васильев ушел на пенсию, однако спустя некоторое время вновь вернулся в компанию Air Canada. На этот раз в должности старшего штатного инженера он трудился над созданием пульта управления для ракеты-разведчика Drone. В 1978 году Васильев был вынужден уже окончательно уйти в отставку по состоянию здоровья. О дате смерти и месте погребения инженера какие-либо достоверные сведения отсутствуют.
Какое будущее предсказал России американский пророк Эдгар Кейси
Умный и хороший человек